UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МАСКИ В УКРАИНЕ». К СЧАСТЬЮ, НЕ ЗА РЕШЕТКОЙ

Любите ли посмеяться до упаду (в том числе и в буквально безостановочном смысле, когда смеющийся п...

Автор: Яков Чиз

Любите ли посмеяться до упаду (в том числе и в буквально безостановочном смысле, когда смеющийся падает с кресла, теряя на ходу вставную челюсть) получили, наконец-то роскошный кайф: одесская комик-группа «Маски» на время отложила свои телесъемки, чтобы порадовать заинтересованную публику живым концертом на сцене Дворца «Украина». О том, что зал был полон, говорить не приходится, поскольку большинство владельцев телевизионных аппаратов прекрасно знают как культурологические («Маски в опере»), так и информационно-этнографические («Маски на похоронах») программы знаменитых одесситов. Равно, как и сугубо географические их же шоу (типа «Маски в Колумбии» или «Маски в Германии»). На сей же раз одесситы наконец-то обрадовали приунывших было националистов специальной программой о своей исторической родине, которая так и называлась - «Маски в Украине».

Все у этих «Масок» как-то необычно, непривычно и фотогенично. Даже любимые анекдоты. Слова в простоте не скажут, поскольку предпочитают вообще ничего не говорить, а все на пальцах.

Вот Боря Барский протягивает руку со скрюченными пальцами ладонью вверх и спрашивает: «Знаете, что это?»

Натурально, ни черта не понятно. То ли наша исконно национальная поза просителя гуманитарной помощи, то ли человек лампочку вкрутить собрался, а ее украли.

- Нет, - говорит Боря, - это то же, что и вот это, - ладонь переворачивается и пальцы стремительно бегут по столу, - только сдохшее.

Очень впечатляюще: бежал-бежал паучок - и сдох. Смешно до чертиков! Хотя паучка жаль…

Резонно будет заметить, что дело происходило за кулисами «Украины», где Боря после концерта активно отбивался от многочисленных поклонников, норовя пробраться к не менее многочисленным поклонницам. Цель была уже близка, но все испортил невесть откуда объявившийся надоедливый корреспондент, который ухватил артиста за рукав чистошерстяного свитера, зажал Борю в углу и, доставая диктофон, строго спросил:

- Имя, фамилия, должность, семейное положение.

- Я Борис Барский, - скромно сказал Борис Барский, - талантливый актер-комик группы «Маски».

- Как давно талантливый и сколь долго комик? - не менее строго поинтересовался надоедливый корреспондент.

- Так исторически сложилось, - потупил глаза Боря. - Вот наш режиссер Георгий Делиев - он абсолют. Вова Комаров, который лысый и которого обожают всякие мафиозные личности, - он гений. А все остальные - Саша Постоленко, Миша Волошин, Игорь Малахов, Наташа Бузько - которую, кстати, все считают женой Делиева, а она как раз жена Саши Постоленко, - все остальные просто талантливые. Как я.

Может, в ином случае надоедливый корреспондент и удовлетворился бы таким ответом, но толпящиеся за спиной Борины поклонницы неотвязно толкали творческую мысль к деталям личной жизни.

- Да, - вынужден был сознаться Боря, - я женат. Когда-то я был скромным инженером-ядерщиком, и супругу выбрал еще до того, как настоящую профессию. В принципе я не жалею - ну есть у меня жена, удавиться что ли? Но когда я начал работать на эстраде, появились девушки, возможности... И думаю: «Елки-палки! Вот сколько женщин я мог бы осчастливить! Ну почему счастливой должна ходить только одна, а все остальные - несчастными?..» Итак, жаль стало этих девушек, что я начал писать лирические стихи. Очень трогательные такие. Я их иногда читаю с эстрады, а все почему-то смеются. А зря, они хорошие, душевные.

- Борис, - перешел на интимные интонации надоедливый корреспондент, - вы закончили ГИТИС. С вашей внешностью играть бы, если и не Гамлета, то хоть Дон Кихота. А вы - комик. Пусть и талантливый. Папа с мамой вас за это не ругают?

- Родители говорят, что я еще в детстве, когда спрашивали, говорил, будто стану клоуном. Но я этого не помню. А уже потом они года три скрывали, чем их сын занимается. Их на работе спрашивают, а мама опускает глаза и говорит: «Он инженер». Но когда по телевизору стали «Маски» показывать, спрашивают: «Это не твой ли инженер дурака валяет?». Вот тогда она гордо призналась: «Да, мой!» Потому что нас тогда уже поняли и признали.

А что касается Дон Кихота… Вот я на Делиева гляжу - ему все время что-то драматическое хочется сыграть. И когда нас приглашают в кино, никто ни разу не отказался. Хочется что-то без хохм сделать. Мы уже знаем: да, хохмить мы можем, это получается и это для нас просто. А можешь ли ты сделать что-то такое, чего еще не делал?.. Вот этот вопрос волнует, наверное, каждого артиста.

Вот недавно меня «купили» на совершенно маленькую роль - типа «кушать подано» - в фильме Одесской киностудии «Вниз по реке». И я с охотой согласился, потому что этот эпизод нужно было играть с Янковским. И я такое удовольствие получил!.. Именно потому, что это совершенно другая школа. Мы с ней не связаны, мы привыкли играть на сцене, где должна быть очень быстрая реакция: раз - повернулся, все оценил, отыграл. А у Янковского все наоборот - длительная такая оценка ситуации, бесконечная пауза, текучесть... И так интересно - ничего не теряется!.. Было чему поучиться. Я и поучился...

И тут полудрему неспешной беседы взорвал неугомонный Делиев. Зловеще помахивая рыжей бородкой, каковая сразу навевала воспоминания о незабвенном «Фаусте», он возник, подобно Мефистофелю, из небытия и с кличем «Боря! Я с тобой!» сломя голову бросился в пучину интервью.

- Так, так, так! Кто тут главный? Главный тут я! Боря, свободен. Наслаждайся. Боря тут же свободой насладился, но не ушел, прикрывая тыл главному. Что, впрочем, Делиева нисколько не огорчило, поскольку он атаковал надоедливого корреспондента с еще более надоедливой быстротой:

- Георгий Делиев, бывший архитектор, ныне режиссер, актер и самый главный в группе «Маски». Какие ко мне будут вопросы?

После такого афронта решительно все вопросы завяли на корню, оттого Делиев не стал тратить времени на пустяки:

- Я вам так скажу: у нас в группе не шесть человек, а много больше. В «Маски-шоу» а приглашаю людей и не из основного состава. И при этом считаю их актерами именно «Маски-шоу», потому что роли, пусть они и смотрятся эпизодическими, все равно очень значимы для нас. Иногда приглашаю и на главные роли. Из киевлян в частности это Валентин Ополев.

Особенно это касается телесериала. Та программа, которую мы играем живьем на сцене, несколько отличается от телесериала. То есть очень отличается. Честно говоря, вообще ничего общего не имеет. Может, разве что отдельные трюки, гэги, сделанные за счет телевизионного монтажа, между которыми можно передохнуть. А на сцене мы эти трюки воспроизводим непрерывно - так что возможностей, вроде бы, меньше. Но зато у нас появляется контакт с залом, который напрочь отсутствует на телевидении. А для нас очень важно чувствовать этот контакт, мы опираемся на реакцию публики, которая создает великий кайф. И если «Маски-шоу» я уже не в силах изменить после монтажа, то в живом варианте импровизация позволяет обновляться, находить новые повороты - иногда даже по ходу концерта. Я вообще считаю, что если не было импровизации, то концерт не удался, самому даже не интересно.

- Но основные гэги все же придумываются загодя?

- А как же! Большинство тем для номера я придумываю сам. Потом мы все садимся кружком и хорошо известным в научных же кружках методом «мозгового штурма» разрабатываем все трюки. Результат - налицо. А также - на лице у зрителя. Особенно, если он не закомплексован и уже добыл колбасу на ужин. Если же не добыл, то зал может оказаться «холодным». У нас. Потому что на Западе такого не случается - в Европе, в Америке, в Японии зрители раскрепощены, как дети, и отдаются с самого начала: «Смешите нас - мы готовы!» Они смеются над любой вещью. Особенно - японцы. Это уникальные люди! Еще до поездки в Японию мне представлялось, что они очень серьезные и положительные люди - они создают компьютеры, машины, высокие технологии, значит, чрезвычайно сдержанные, сложно их будет рассмешить. На самом же деле оказалось, что они страшно смешливые, наивные и бесконечно открытые для смеха!

- Жора, а за счет чего вы получаете возможность ездить в Америку, в Японию?..

- Конечно, за счет нашего таланта. А что касается так называемых «баксов», то мы существуем на самоокупаемости. То, на что мы живем, мы своим трудом и зарабатываем. Если нам предлагают контракты, мы их внимательно изучаем, рассматриваем и... всегда соглашаемся. Как тот вахтер с Одесской киностудии, который при входе строго спрашивал пропуск, а если пропуска не оказывалось, пропускал и так... То есть мы - самостоятельная коммерческая организация, которая сама и занимается своим делом.

- Значит, Жора, вы богатый человек?

- Не знаю. Виллы под Одессой у меня нет. Зато есть две машины.

- Стиральная и пишущая?

- Да нет, обижаете, право. Настоящие. Одна старенькая - «Альфа Ромео», а вторая тоже итальянская - «Лянча». А вообще-то я думаю, что богатство - вещь относительная. Весь вопрос заключается в том, насколько человек требователен. Можно иметь кучу денег - и быть неудовлетворенным в этом. А мы всегда были удовлетворены. Даже когда получали по 5,50 за концерт и зарплата была 80 рэ. И нам хватало. Вот и сейчас: нам хватает на жизнь - а что еще нужно артисту?

- Жаль, что при вашей профессии на радио не сильно подзаработаешь, не слышно ничего...

- Зато есть телевидение! Первый выход у нас с Сашей Постоленко был с номером «Ма-на, ма-на» в передаче «Вокруг смеха». Это был наш первый хит, сразу же мы получили сильнейший резонанс. И когда мы выходили на эстраду, а диктор объявлял: «Вокальный дуэт «Ма-на, ма-на тынч-тынч, тыры-ры», - и мы выходили, публика кричала: «Асисяй!» Понятно, путали сперва с «Лицедеями», но все равно приятно, что узнавали. С тех пор мы сильно полюбили телевидение. Вообще, изначально идея «Маски-шоу» и состояла в создании субботней программы. Виделось это в то эфирное время, когда зрители могут уже расслабиться, включить телевизор и посмотреть семейное шоу - комедийное, рассчитанное на разные зрительские уровни. И думалось об этом еще в году 80-м, на студенческой скамье, когда и «Масок» еще не было. Но мы уже мечтали о такой программе... Впрочем, так же мы мечтали о полетах в космос, на Марсе яблони садить... Но с космонавтикой не сложилось, посему подались в комики.

Тут Делиев, сладостно улыбнувшись, погрузился в воспоминания, а надоедливый корреспондент, собравшись с духом, отважился на щекотливый вопрос:

- Жора, говорят, вас недавно очень насмешило Министерство обороны?

- Насмешило?!

«Вот оно - профессиональное актерское мастерство! - позавидовал надоедливый корреспондент. - Я при всем желании не сумел бы поднять брови так высоко, как это делает Делиев».

- Насмешило? Мы приехали в Киев и обнаружили, что здесь уже работает коллектив по расследованию дела «Маски-шоу». Очень серьезные люди в отличие от нас. Министерство обороны оскорбилось в лучших своих чувствах после серии «Маски в армии. Тяжело в учении». Причем оскорбилось на уровне своих высших чинов, после чего возникло необратимое желание нажаловаться самому Президенту Украины и запретить нас навсегда. К Президенту, правда, не дошли, но комиссию создали - по расследованию обстоятельств съемки: где, в какой части такое безобразие снималось?.. Мы, конечно, не раскололись, не раскрыли воинскую часть, поскольку там юмор еще понимают, а после комиссии эта черта характера будет вычеркнута из биографии навечно... А мы ведь ничуть не хотим сказать, что военные - тупые. Люди все очень разные. Обладают необыкновенным чувством юмора и военные, и врачи, и музыканты. А если не обладают, то тоже могут обидеться, посмотрев «Маски в больнице» или «Маски в опере». Но, правда, комиссий специальных не создадут. А если военные создали, то мы очень рады за нашу армию: значит все в ней прекрасно, если, кроме «Масок», и заняться больше нечем!

Надоедливый корреспондент открыл было рот, чтобы оглушить Делиева очередным коварным вопросом, но его опередила видная барышня из администрации ДК «Украина», громогласно провозгласившая: «Все, уходим! Я выключаю свет!» Что с успехом и осуществила, после перестала быть видной - равно, как и «Маски» - больно молчаливые они, все больше жестами, мимикой, руками, что в темноте не воспринимается. Засим интервью и закончилось.

Правда, слышались из темноты какие-то нервные повизгивания поклонниц, но что они там делали, надоедливый корреспондент не разглядел.