UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАРУСЯ, РАЗ...

«Если у человека есть совесть, ему иногда не мешает подумать о том, что такое военная авиация» Эрнест Хемингуэй...

Автор: Елена Завгородняя

«Если у человека есть совесть, ему иногда не мешает подумать о том, что такое военная авиация»

Эрнест Хемингуэй.

А если человек никогда не задумывался о том, что такое военная авиация, то значит у него совести нет? Формулирую этот вопрос не в пику обожаемому мной писателю, а так, чтобы заронить сомнение... Лично я впервые задумалась о том, что такое военная авиация, прочитав книгу «Эскадрилья «Лысый орел». В ней довольно скупые описания «челночных рейсов» американских летчиков в годы второй мировой войны, собственно, в ее последний год. Интуитивно почуяла, что здесь что-то не так... Слишком уж тенденциозно, предвзято поведал автор о событиях тех далеких дней. Поведал, отрекшись в угоду кому-то или чему-то, от правды крови и смерти...

По крохам собирала информацию о тех легендарных полетах. Легендарных уже потому, что ни в каких сводках военных о них не упоминалось. То ли редкое везение, то ли просто мистическое совпадение, но мне выпало работать над документальным фильмом, посвященном тем событиям.

В сентябре минувшего года под Полтавой отмечалось 50-летие «челночных» операций американских ВВС. Это и стало поводом для создания киноленты.

Съемочная группа Украинской студии хроникально-документальных фильмов — режиссер Сюзанна Шаповалова, операторы Виктор Хотинов и Олег Писанко, звукооператор Юрий Расторгуев, директор картины Валентина Виниченко — выехала в Полтаву.

Почему именно в Полтаву? Немного истории.

На Московском совещании министров иностранных дел, а позже, в этом же 1943 году, на Тегеранской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании стал вопрос о проведении сквозных «челночных» операций авиацией союзных армий.

Вызвано это было недостаточной эффективностью бомбовых ударов по вражеским объектам на территории Германии и ее сателлитов. Причина достаточно проста: истребителям сопровождения на обратную дорогу к стартовым аэродромам просто не хватало горючего, и это связывало их по рукам и ногам. Решено было приспособить для «подскоков» военные аэродромы Полтавщины. Выглядело это так. После вылета со стартовых авиабаз Италии и Великобритании самолеты союзников с атаки на вражеские объекты не возвращались обратно. Они должны были лететь на Полтавщину, что, конечно же, было значительно ближе. Здесь самолеты дозаправлялись, проходили техобслуживание. Экипажи отдыхали. И отсюда снова в бой...

Впервые американские военные летчики приземлились в Полтаве 2 июня 1944 года. Стартовали тогда «Летающие крепости» с итальянских аэродромов. Успешно атаковав вражеские объекты в районе Дербецена и выполнив боевое задание, самолеты взяли курс на Украину. В тот день генерал А.Икер посадил на полтавской земле 64 «крепости».

Это и было началом военной операции под кодовым названием «Френтик» («Неистовый»). Кстати, так мы назвали и наш фильм.

Много воды утекло с тех пор... Много разных перемен в мире. Ведь прошло полвека.

И снова на Полтавском аэродроме самолеты военно-воздушных сил США. В этот раз они прибыли на празднование юбилея операции «Френтик». Вроде бы вернулись в свою молодость ветераны второй мировой... Чарли Бичем, Джеймс Стюарт, Ли Кул... Лысые орлы! А в то военное лето им было чуть больше 20-и... Блестят у ветеранов глаза от радости и слез. И в глубине глаз печаль по безвозвратно ушедшей молодости.

Историческое событие. На территории бывшей авиабазы открывается Памятный знак в честь воинов антигитлеровской коалиции, принимавших участие в авиационной операции «Френтик», о которой столько лет молчали. Участников юбилейного торжества от имени Президента Украины Леонида Кучмы поздравил вице-премьер министр Украины Иван Курас. Военный атташе посольства США в Украине Джон Шеркус огласил письмо-приветствие президента США Билла Клинтона.

...Струится белоснежный парашютный шелк, открывая надпись на красном граните и навечно застывший в полуобороте пропеллер. Звучат гимны Украины и Соединенных Штатов Америки. Торжественно застыли ветераны с суровой печатью пережитого на лицах. Приумолкло снисходительно уверенное в себе нынешнее поколение пилотов...

А потом воспоминания...

Заметил Чарли Бичем, что «иногда запоминаются больше вроде бы незначительные события... Помню, когда мы впервые прилетели, нас угощали полтавчане молодой июньской картошкой... Я до сих пор ощущаю ее вкус...»

И еще много милых сердцу деталей, событий, встреч. 6 июня 1944 года впервые вылетели с аэродромов Полтавской авиабазы на боевое задание американские летчики. 112 бомбардировщиков и 47 истребителей успешно атаковали вражеские объекты в Румынии и благополучно возвратились на стартовые базы. Разрушительные бомбежки американской «челночной» авиации вызвали у фашистов ярость.

Германское командование решило любой ценой уничтожить Полтавский аэродромный узел.

Не задача нашего фильма исследовать, как немцам удалось разузнать местонахождение секретных аэродромов. То ли попали к врагам документы со сбитой фашистами «Летающей крепости», то ли это были козни коварного Сталина... В ночь с 21 на 22 июня — (вряд ли эта дата, кстати, не расшифрованная и доныне, случайна!), 80 «юнкерсов» и «хейнкелей» сбросили на Полтавский и Миргородский аэродромы тысячи бомб, мин. Сгорело 47 «Летающих крепостей», уничтожено значительные запасы горючего, боеприпасов. Но самое трагическое — погибли люди.

На братской могиле, в селе Рыбцы, где похоронены жертвы того налета, состоялся митинг. Это были люди, объединенные общим горем. Женщины, вспоминая подробности той жуткой ночи, снова переживали и закрывали, чисто по-славянски, мокрыми от слез платочками, лица...

Всего в июне-сентябре 1944 года было проведено 7 операций «Френтик». 2207 боевых вылетов. Десятки уничтоженных стратегических вражеских объектов. Но об этом в сводках «Совинформбюро» не сообщалось.

И последний аккорд праздника — авиационно-спортивное представление в небе под Полтавой. Под лихую украинскую песню «Розпрягайте, хлопці, коней» в небо выплеснулся настоящий фейерверк мужества, профессионализма и мастерства. И с разбегу — «Маруся, раз...» Припев обрывается... И мелодию сменил тревожный рокот аэродрома военной поры... Кинокадры перед вылетом, на боевое задание. Деловито и сурово подвешиваются авиабомбы... Один за другим уходят самолеты в небо войны... Кстати, архивная военная хроника жизни боевого аэродрома снята именно на Полтавщине и к тому же публикуется впервые.

Режиссер по-разумному скупо и точно дозировал использование военной хроники.

Закончился праздник. Расставаться щемяще грустно. Настал миг прощания. Подарки на память. Разные. Один — неожиданен и потому особенно радостен. Перевязанная розовым бантом ржавая американская канистра, свидетель события 50-летней давности.

Заканчивается наш фильм. Всего 20 минут, которых достаточно, чтобы успеть полюбить очаровательного Чарли Бичема, степенного Ли Кула, сурового Джеймса Стюарта...

Мастерство режиссера С.Шаповаловой в том и состоит, что полюбив героев своих фильмов, она мастерски посылает каналами своего сердца эту любовь зрителю.

Хотя откроем секрет — была у нее еще и особая симпатия к Чарли Бичему, обаятельному, доброму, юморному. К лысому орлу. Лысый орел — королевский гриф — герб Соединенных Штатов Америки. Страны, с которой мы заодно. Ибо нас несет одна и та же планета.