UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАРШРУТЫ СТРАНСТВУЮЩИХ МУЗЫКАНТОВ

Граждане мира, музыканты всегда связывали свою профессию с перемещениями во времени и пространстве, буквальными и символическими...

Автор: Марина Черкашина
Олесь Семчук
Анна Середенко

Граждане мира, музыканты всегда связывали свою профессию с перемещениями во времени и пространстве, буквальными и символическими. Роберт Шуман, придумавший и пустивший в жизнь музыкантское братство давидсбюндлеров, начал его родословную от библейского царя и псалмопевца, а в почетные члены наряду с современниками включил Баха, Моцарта и других великих предшественников. Дух странничества, формировавший биографию Баха, Вагнера, Листа, не угас и в наш динамичный век, принимая новые формы и одновременно возрождая забытый опыт прошлого. В Советском Союзе отечественные таланты держали под крепкими замками. Каждый выезд за рубеж трактовался как подарок партии и правительства и контролировался «музыковедами в штатском», отбиравшими большую часть полученных гонораров. Но как только железный занавес пал, наши музыканты разных поколений разбрелись по миру. Талантливые исполнители и педагоги, переезжая из города в город, из страны в страну, формируют вокруг себя интернациональные группы учеников и единомышленников. В этих духовных союзах преодолевается цеховая замкнутость, которая всегда была признаком консерватизма и ремесленного подхода к искусству. Встречи, которые становятся судьбой, — так рассказывают о своем творческом становлении скрипач Лесь Семчук и пианистка Анна Середенко. В биографии каждого таких знаковых встреч было несколько, прежде чем произошло главное: они нашли друг друга и стали партнерами, создав свой маленький творческий коллектив.

За три года совместных выступлений этот дуэт стал известен не только в Киеве и в Украине. Каждый из двух объединивших свои усилия музыкантов, подчиняя собственные интересы общему делу, не утратил своей индивидуальности и творческих склонностей. Талантливый солист из плеяды учеников главы украинской скрипичной школы Богодара Которовича, победитель престижных международных конкурсов, который получил свою первую награду уже в двенадцатилетнем возрасте, Лесь Семчук, по собственному признанию, не связывал свое будущее с камерным музицированием. И сейчас он продолжает совершенствоваться как сольный исполнитель. В этом году — уже после окончания ассистентуры-стажировки в Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского — завершил учебу во Франции в Лионской консерватории. Судьба свела его здесь с музыкантом, который заставил многое пересмотреть и осознать по-новому. Скрипач Павел Верников, выходец из Одессы, принадлежит к тем великим странникам и талантливым наставникам, ученики которых, путешествуя вместе с учителем, объединяются в некий братский союз, чтобы вместе служить богине Музыки. В этом сезоне давидсбюндлеры Верникова встречаются в Италии. Небольшой итальянский городок под Венецией Порто Груаро превратится в фантастический город музыки и музыкантов, куда будут совершать паломничество туристы из разных стран. Лесь Семчук и Анна Середенко тоже начинают здесь учиться в уникальном классе лауреатов международных конкурсов. Их дуэт был принят в этот класс заочно, без сдачи вступительных экзаменов. Это будет высший курс мастерства уже не в области сольного исполнительства, а в сложной, элитарной в известной степени сфере камерного музицирования.

Лесь Семчук выехал в Италию, отыграв два ответственейших концерта в Швеции и в Украине. В Стокгольме он сыграл со шведским симфоническим оркестром Скрипичный концерт Бетховена, с которым выступал впервые. За короткое время он выучил этот невероятно трудный в техническом отношении, масштабный концерт, тем самым расширив свой репертуар солиста. Свидетельством успеха стала реакция зала, не отпускавшего молодого украинского музыканта и заставившего его сыграть три произведения на бис. И буквально на следующий день после возвращения из Стокгольма — выступление в Национальной филармонии Украины в заключительном концерте малеровского цикла Владимира Сиренко. Вместе с Национальным симфоническим оркестром под управлением Владимира Сиренко Семчук сыграл Первую камерную симфонию Виталия Губаренко, сыграл совсем по-новому, раскрыл в этом юношеском произведении композитора наряду с поэтической возвышенностью и одухотворенным лиризмом глубину драматических переживаний.

А для дуэта Леся Семчука—Анны Середенко по-особому ответственным было минувшее лето. После цикла концертов в живописных замках Моравии они неожиданно для себя получили приглашение на конкурс камерных ансамблей в Англию. Первый тур этого конкурса проходил заочно, отбор производился на основе присланных претендентами видеокассет с записями их выступлений. Украинский дуэт не только успешно преодолел этот первый этап соревнования, но и получил финансовые льготы от организаторов конкурса, которые позволили продолжить соревнование уже в Лондоне. Времени на подготовку было совсем мало. Тем не менее наши музыканты получили специальный приз за исполнение произведений Кароля Шимановского.

Если бы свой давидсбюнд создавали Аня и Лесь, имя Шимановского значилось бы в нем рядом с именем Иегуди Менухина, с которым Лесю посчастливилось лично общаться — он учился в его Международной музыкальной академии в Швейцарии. Здесь же непременно были бы названы имена любимых учителей Ани: Ирины Борисовны Боровик, которая ведет класс камерного ансамбля в Национальной академии Украины, петербургского педагога и прекрасного пианиста Сергея Александровича Урываева, киевского пианиста и педагога Бориса Архимовича. А Лесь прибавил бы к именам Менухина, Верникова и Пикайзена своего первого учителя и старшего наставника на всю жизнь И.Пилатюка, нынешнего ректора львовской консерватории, а также имена своих родителей-музыкантов, в семье которых все дети, трое дочерей и сын, пошли по родительским стопам.

Отдавая должное своему партнеру как безусловной первой скрипке и в прямом, и в переносном смысле слова, Анна Середенко вносит в общее дело свою заметную лепту, в том числе как исследователь камерной музыки и как педагог кафедры камерного ансамбля. 2001 год и для Ани связан с особыми достижениями. В июне она успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную камерно-инструментальным произведениям любимого ими обоими Кароля Шимановского. Пытливость ученого, интуиция музыкантов, упорство и труд дали свои плоды. Их интерпретацию музыки Шимановского оценило строгое жюри престижного английского конкурса.