Каждый артист подытоживает для себя истекший сезон по-разному. Для солистки Национальной оперы Украины народной артистки, лауреата Государственных премий Марии Стефьюк сезон
1997/98 года, помимо множества других творческих свершений, ознаменовался выходом ее первого сольного компакт-диска. Диск записан в сотрудничестве с Национальным оркестром украинских народных инструментов под руководством народного артиста Украины Виктора Гуцала и включает в себя двадцать украинских романсов и народных песен.
Выход сольного компакт-диска для отечественного оперного певца - значительное и, к сожалению, чрезвычайно редкостное событие. По признанию самой певицы, оно произошло очень неожиданно - все решилось в один день, и через неделю уже началась студийная работа. Когда она увенчалась блестящим результатом и диск был готов, мы решили встретиться с Марией Стефьюк и подробнее расспросить о ее работе в этом сезоне.
Встреча произошла в непривычно тихом в дневное время театре. Фойе партера словно замерло в ожидании вечернего спектакля. А Мария Юрьевна, расположившись на бархатном диванчике у входа в ложи бенуара, охотно делилась своими новостями. При этом чувствовалось, что вдыхать воздух театра и находиться в его стенах для этой певицы - самое привычное и желанное состояние.
- Этот сезон для меня начался с очень ответственных выступлений в США на международном фестивале оперных певцов, на котором я была единственной певицей, приглашенной из Украины. Он проходил в Вашингтоне. Особенно приятным оказалось то, что там я исполняла и украинскую оперную музыку - арии из опер Лысенко «Тарас Бульба» и «Энеида». Наша музыка недостаточно известна в Америке и всегда становится приятным открытием для слушателей. Затем последовал большой сольный концерт в Нью-Йорке. В нем также прозвучали не только произведения западной классики, но и украинские романсы (им было отведено целое отделение). К счастью, эти концерты прошли успешно и сопровождались одобрительными отзывами прессы. Их посещали не только представители украинской диаспоры, как это нередко бывает. Многие американцы, заплатив за билеты довольно солидную сумму, приходили на мой концерт.
Сразу после этих гастролей судьбе было угодно вновь возвратить меня в край моего детства - в Ивано-Франковске я возглавляла жюри конкурса «Воля-97». В роли председателя жюри я выступила впервые. Этот конкурс был особенно интересен, так как позволил познакомиться с творчеством не только профессионалов, но и молодых певцов - участников художественной самодеятельости. Ведь именно из их числа в будущем пополняются ряды вокалистов-профессионалов. И было отрадно сознавать, насколько же мы богаты голосами и талантами.
Затем последовали незабываемые выступления в Москве и в Турции. В Москве пела классические арии в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Полада Бюль-бюль оглы. В Москве, а затем в Турции я просто купалась в теплом, благожелательном отношении к себе. Помимо этих выступлений были и другие гастроли в городах СНГ, в частности концерты в рамках Дней украинской культуры в Москве. Так что начало сезона было невероятно насыщенным.
- Хочется поговорить о вашем первом диске. Как формировалась записанная вами программа?
- Иногда бывает так, что я провожу целую неделю, занимаясь с концертмейстером, и в результате выбираю только одно новое произведение. Все, что пою, должно пройти через мое сердце, иначе - невозможно. Когда-то с моим постоянным концертмейстером, прекрасным музыкантом Константином Фесенко я записала пластинку украинских народных песен в обработке Бориса Лятошинского. На этот раз пять его обработок записаны уже с оркестром. На диске представлены также наиболее близкие мне обработки других композиторов. Кроме того - романсы Стеценко, Степового, Кос-Анатольского, Кропивницкого и две песни Наталки из «Наталки Полтавки» Лысенко. В числе названных произведений особенно дороги для меня лучшие страницы музыкальной шевченкианы.
- Когда вы поете Кос-Анатольского, часто возникает ощущение, что вы дышите воздухом Карпат и видите перед собой карпатские просторы.
- Меня никогда не покидает ностальгическое чувство по отношению к Карпатам. Если ты родился и живешь в горах, не сразу начинаешь ценить их притягательность. Лишь живя в большом городе, почувствовала, как мне их не хватает. Потом, приезжая домой и проделывая путь на «кукурузнике» Ивано-Франковск-Косов, выходила в Косове и каждый раз просто плакала от счастья, когда передо мной открывались мои Карпаты. Карпаты - это детство, исхоженные вдоль и поперек тропинки, мама, у которой, кстати, голос уникальной красоты. А ведь детство - это в определенном смысле пик жизни. Поэму Карпаты остаются в моей душе всегда.
- В каких залах в ближайшее время будет звучать голос Марии Стефьюк?
- Пригласили выступить с камерными концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Должна сказать, что там прекрасно ко мне относятся и слушатель там очень благодарный. В следующем сезоне впервые предстоит петь на одной из самых престижных концертных площадок мира - в Карнеги-холл в США. При этом впервые в стенах Карнеги-холл прозвучат украинские романсы, так что выступление обещает быть крайне ответственным.
- Как протекает ваша работа в родной Национальной опере?
- Последней моей работой в Национальной опере была партия Розины в «Севильском цирюльнике». Курьез состоит в том, что эта партия стала чуть ли не единственной в моем репертуаре, которая не заканчивается трагически. Также я пою в новой постановке «Травиаты», осуществленной народным артистом Дмитрием Гнатюком. Это уже третье режиссерское воплощение этой оперы на моем веку. Хотела бы снова спеть Церлину в моцартовском «Дон Жуане» - обожаю эту партию.
А недавно состоялось возобновление «Царской невесты» Римского- Корсакова. Я исполняла партию Марфы, и этот спектакль, кстати, вызвал заинтересованность импресарио из Швейцарии. Так что в марте предстоят еще одни гастроли с нашей труппой.
Певица, чей голос звучал в «Ла Скала», своей заветной мечтой называет запись дисков с классическим оперным репертуаром и камерной программой из песен Моцарта... А почему бы не осуществить специальный государственный или благотворительный проект, который позволил бы выпустить записи ведущих солистов Национальной оперы без привлечения посторонних и таких неуловимых спонсоров? Пока мы можем наслаждаться прекрасными записями Марии Стефьюк, которые, несмотря на наше сложное время, все-таки увидели свет.