UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАРИНА МОГИЛЕВСКАЯ

Путь к королеве Талант, как вихрь. Он непредсказуем и неодолим. Таинственно и непостижимо владея своим носителем, находясь чаще всего вне правил, он сам - стихийно созданное им же новое правило...

Автор: Елена Колон

Путь к королеве

Талант, как вихрь. Он непредсказуем и неодолим. Таинственно и непостижимо владея своим носителем, находясь чаще всего вне правил, он сам - стихийно созданное им же новое правило.

Именно таким природным даром обладает актриса Марина Могилевская, красивая, умная, необыкновенно интересная личность с ярким характером и душевным складом романтических ретрозвезд. «Ее лицо - как прекрасная маска, за которой много неразгаданного: фрагментов, осколков миров, ликов, - говорит известный кинорежиссер Олег Бийма. - Актрис такого плана в нашем кинематографе еще не было. Она принесла в него новый тип женщины, умеющей держать дистанцию. Вместе с тем, у нее прекрасное чувство жанра, времени, стиля, смысла». Каждый раз удивляя и увлекая, воплощаясь и развоплощаясь, Марина сумела избежать плена определенного жанра, не зацикливаясь на однотипных ролях. Предпочитая форму подвижного амплуа, она способна передавать все тонкости ускользающих состояний, играть на мини-нюансах, выстраивая каждым поворотом головы, каждым жестом многозначительную мизансцену.

Уже широко известная, несмотря на молодость, по многочисленным кинолентам, в которых исполняла главные роли («Каменная душа», реж. С.Клименко, «Распад», реж. М.Беликов, «Виктория», реж. Т.Тавидич, «Гладиатор по найму», реж. Дм.Зайцев, «Восьмой рейс», реж. В.Шувагин, «Остров любви» (10 с.), реж. О.Бийма и многим другим), Марина год назад дебютировала на сцене киевского театра Русской драмы в премьерном спектакле «Фернандо Крапп написал мне это письмо» по пьесе Т.Дорста в постановке М.Резниковича. Ее работа была высоко оценена как соотечественниками, так и искушенными зрителями баварской столицы, где не так давно проходили гастроли труппы. Играть перед немцами их пьесу - все равно что сдавать экзамен на абсолютное мастерство. И… приняли! Восхитились. Аплодировали стоя.

В настоящий момент актриса готовится к новой премьере: спектаклю по пьесе Гр. Горина «Королевские игры» о времени правления Генриха VIII. Она будет играть королеву Англии знаменитую Анну Болейн.

- Марина, чем вызвано то, что наш театр взялся за постановку пьесы «Королевские игры», год назад нашумевшую в Москве, поставленную М.Захаровым в Ленкоме? Что это - желание перенести эпатаж на нашу территорию?

- Во-первых, пьеса необыкновенно интересная и, главное, современная. Она, как зеркало, отражает то, что происходит в нашей действительности, несмотря на костюмы, стилизованные под другую эпоху. Во-вторых, у режиссера А.Лисовца - своя версия постановки, хотя, конечно, текст не изменен.

- Как вы трактуете образ Анны Болейн?

- Это воинственно настроенная женщина, очень сильная личность - лидер. В душевных метаниях между любовью и самолюбием, в нежелании идти на компромисс с любимым человеком, она утрачивает чувство Генриха и оттого погибает, оклеветанная, одинокая, но не сломленная.

- Что заставило вас, известную киноактрису, обратиться к театру, между тем не порывая связи с кинематографом?

- Был момент, когда наступила пауза в кино. Кажется, довольно затянувшаяся. И я поняла, что нужно искать что-то другое. Сидеть и ждать - не в моем характере. Мне очень тяжело. И я пришла в театр Русской драмы, где показала свою программу. Была принята, и вот уже второй сезон работаю с удовольствием и не жалею.

- Вы пришли в театр из среды подвижной, непостоянной. Почувствовали ли вы разницу в отношениях? Если да, то приняли ли условия нового дома?

- В театре мне сразу сказали: «Тебе будет очень сложно. Ты человек, привыкший к свободе. А здесь - интриги, здесь своя особая жизнь». Лена, я вам клянусь! У меня нет никаких проблем! Я в своем театре никому ничего не должна. Обязана только главному режиссеру М.Резниковичу, принявшему меня на работу. Я ни от кого не завишу, только от самой себя. Если мне что-то не нравится, я этого не делаю. Если мне кто-то не нравится, я с ним не общаюсь. Если кто-то меня не уважает - ради Бога! - он имеет на это право. Я прихожу в театр с улыбкой, с удовольствием с некоторыми здороваюсь, с удовольствием их вижу и ухожу точно так же.

- Вам, наверное, помогает страховка - кино, телевидение, реклама. Ведь вы не ставите на театр все свои карты?

- Конечно! Театр - это только часть жизни. Если бы я сказала себе: «Все! Я должна здесь жить: это мое место - и ничего больше!» Это было бы сложно. Я бы внутренне заволновалась.

- Для вас это была бы ловушка… А как вы относитесь к зависимости актера от режиссера?

- Я считаю, что все зависит от индивидуальности. Работать с режиссером - не значит абсолютно подчиниться. Профессионализм состоит в том, чтобы суметь вложить в предложенный режиссером вариант свое нутро, свою изначальную природу. Когда это удается - это идеальный случай. Конечно, не всегда так бывает. К сожалению, возникают проблемы, когда тебя заставляют делать то, что ты совершенно не понимаешь или видишь это совсем по-другому. В таком случае я стараюсь не сломаться, не опустить руки, а думать, искать компромисс.

- Сцена требует огромной затраты психической и физической энергии. Что возвращает вам силы?

- Иногда просто звоню кому-то из близких людей. Говорю: «Приезжай! Давай посидим! Выпьем вина, поболтаем…» Напряжение, усталость - все это сбрасывается за счет любимых людей, любимых вещей, любимых книг, картин.

- Вы ограничиваете круг своих знакомых?

- Я не ограничиваю. Он сам ограничивается. У меня очень мало близких людей. Я даже раньше волновалась по этому поводу: «Почему так мало людей меня интересует? Почему так мало людей, с которыми мне хорошо? Может, во мне что-то не то?» А сейчас я поняла, что это нормально, потому что столько моделей человеческих, и найти друг друга не так просто. У меня есть два-три человека в жизни, которые мне действительно близки. И, вы знаете, этого достаточно.

- У актеров есть две отличительные черты: особая наблюдательность и стремление к одиночеству…

- Как я обожаю одиночество! Есть люди, которых я люблю, есть люди, к которым я хорошо отношусь… Но я настолько люблю одиночество, что иногда, честно говоря, оно мне дороже. Особенно на следующий день после спектакля - никого не хочу видеть. Слава Богу, мой муж это понимает.

- Ваш муж - профессиональный оператор. Встречаетесь ли вы с ним на съемочной площадке?

- Встречались только однажды - года два назад, когда он снимал телепрограмму А.Чури «Волшебное зеркало». В кино, к сожалению, а может быть, к счастью, наши пути не пересекались, потому что у близких людей гораздо больше претензий друг к другу. Именно поэтому его работа со мной как фотохудожника обычно превращается в пытку для нас обоих. Но он мне очень помогает, главным образом тем, что он рядом со мной.

- Считается, что любовь воодушевляет или, наоборот, ранит. И с этой болью выходишь на сцену и этим трогаешь зрителя… Для вас чувство - вдохновение или проблема, которая мешает, особенно если это внезапно возникшее чувство к партнеру по работе?

- В кино, например, если я понимаю, что мне предстоит работать с актером два-три месяца в паре, но он мне не очень симпатичен… Да? Мне нужна хотя бы неделя, чтобы убедить себя в том, что этот человек мне как минимум приятен. Сейчас для себя отснявшись более чем в 25 картинах, я нашла ту грань, которую мне нельзя переступать и ниже которой нельзя находиться. У меня должны быть хорошие, простые, чисто дружеские отношения с актером, с партнером… Если я позволяю себе большее - это мешает, голова начинает работать совершенно в другом направлении, и я не могу собраться ни на что, так как только об этом и думаю. Хотя так тоже бывает… Мы ни от чего не застрахованы в жизни.

- Было ли в вашей жизни ощущение триумфа, триумфальное шествие?

- Нет. Никогда. Помню, два спектакля назад… После спектакля: что творилось с залом… Все стояли, никто не уходил, минут десять кричали «Браво!». Я стояла на сцене и думала: «Господи! Наверное, это - оно! Наверное, это тот момент, то ощущение, ради которого стоит жить, ради которого все в этой жизни!» Но прошла минута. Я стала анализировать: что я не так сыграла, что не доиграла. И подумала: «Когда же у меня в жизни будет такой момент, хотя бы какой-то отрезок времени, чтобы быть спокойной, чтобы сказать себе: «Вот сегодня я наслаждаюсь жизнью. Сегодня я все сделала замечательно!». Нет такого! Очень хочу! Но - нет!

- У вас были удачные гастроли в Германии, в Мюнхене, со спектаклем «Фернандо Крапп…» Как вам там игралось?

- Очень тяжело! До этого я считала, что нет национальных особенностей, есть общечеловеческие вещи. Сейчас я думаю иначе. Все равно, каждой нации свойственны какие-то что ли отклонения от нормы. У них была такая неожиданная реакция на спектакле! Они полспектакля хохотали… Мы растерялись - не могли понять: почему? К примеру, по сценарию, Фернандо роняет меня на пол (как ненужную вещь), а в зале хохот, аплодисменты - они в восторге! Дело в том, что в Германии эта пьеса широко известна и играется, как комедия. Мы же ее ставили, как драму.

- Очень много наших людей сейчас выезжает в Германию насовсем…

- Знаете, я бы не смогла там жить. Мы там были неделю. Но я поняла: это не моя среда. Совсем другие порядки, другие законы жизни. Может быть, и хорошие… Но с этим нужно родиться. Там педантизм доходит до абсурда. Во всем! Эта наша легкая небрежность даже по отношению друг к другу, к жизни - там совершенно недопустима. Если там жить, надо себя полностью сломать. Там даже в магазине страшно до чего-то дотронуться: потому что пять продавщиц стоят и в упор на тебя смотрят. Все это унизительно! Постоянно эти рамки, рамки… И люди, даже чувствуется, все они в этих рамках. У нас все гораздо проще. У нас есть человек - индивидуальность, и замечательно. Остальное - дело другое.

- Повлияла ли на ваше мироощущение летняя поездка в Израиль?

- Я безумно хотела туда попасть. Я - человек верующий. Но у меня - вера в себе. Я не соблюдаю каких-то религиозных обрядов, которые, может быть, надо было бы соблюдать. Мне повезло: просто так сложилась судьба, что я смогла бесплатно поехать в Израиль. И я очень изменила свое отношение к жизни после этой поездки. Я перестала быть требовательной к людям. Наверное, даже не потому, что я так по-философски отношусь к жизни, а скорее из эгоистических соображений: когда очень многого хочешь и ждешь от людей, то часто просто получаешь по башке. Нужно верить только в себя и ничего не просить у людей.

- Каковы ваши впечатления от общения с американскими кинематографистами? Расскажите немного о совместном фильме…

- Картина, которую мы закончили снимать в Севастополе и Ялте в мае 1996 года, первоначально называлась «Чеченская команда» (амер. реж. Е.Ходи). Американцы быстро сориентировались, что сейчас может захватить зрителя. Приехали сюда, написали сценарий о Чечне и здесь же снимали (удобно, недорого). Я играла русскую героиню Наталью, женщину-физика, которая случайно становится свидетелем того, как с военной базы воруют ядерную ракету. Совместно с четырьмя американскими ребятами она начинает вести расследование и раскручивать эту ситуацию. Это боевик. Не могу сказать, что самый плохой… Обыкновенный. Но я очень рада, что эта картина в моей жизни произошла! Со мной вместе снимались четыре американских актера, один из которых - Дениэл Бернхард - известен в Америке. Можно по-разному относиться к актерской школе - нашей и западной. Но у них есть одна удивительная вещь, та, которой нашим актерам часто не хватает: они безумно органичны. Они могут десять дублей работать, но в жизни не подумаешь, что они устали, так как у них другая система, которая позволяет работать на технике, а не изнутри. Это не так изматывает. Хотя такой души, которая отличает нашего актера, конечно, нет. У них другие штампы и, безусловно, другие условия работы. Тренажерные залы, массажисты, если требуется - особая диета. И все это за счет съемочной группы. У нас это не принято. Даже если я это хочу, я стесняюсь попросить. Это только мои проблемы, я должна сама найти все это за мои деньги.

- Осенью в кинотеатре «Украина» состоялась премьера отечественного фильма «Репортаж» (реж. В.Балкашинов). Здесь уже вы играете американскую журналистку, играете по всем канонам хорошей драматургии. Но сам фильм… Очень заметны, на мой взгляд, притяжки в сюжете, чувствуется - экономили на всем… Особенно на экзотике. Хотя ведь была надежда, что фильм станет бестселлером проката?

- Я с вами вполне согласна. Объяснять глупо, что, к примеру, денег не хватало. Начнем с того, что половину фильма мы должны были поначалу снимать во Вьетнаме. У нас был и совсем другой сценарий, другой финал. Все было идеально выстроено. Но, к сожалению, когда в министерстве культуры Вьетнама прочитали сценарий, то сказали: «Как американская журналистка? Она к нам никогда не попадет! Какие танки? Какой доктор? Не может быть такого. Наш КГБ мгновенно их из страны вытурит!» Мы очень долго объясняли, что это сказка, придуманная, веселая история для взрослых… Но так и не объяснили. Поэтому во Вьетнаме мы сняли всего две проходки по Сайгону, сделали клип из 5-6 кадров, и все. А весь финал снимали под Киевом. Конечно, это не оправдание. Если беретесь - надо все делать, как надо. И вот - не получилось. Хотя сценарий был чудный.

- Довольны ли вы своей работой в фильме Олега Биймы «Остров любви»?

- Сотрудничать с О.Биймой - подлинное удовольствие. Он один из немногих режиссеров, который так понимает, так чувствует актера. Благодаря роли в десятой серии, которая называлась «Блуд», я расширила границы своих творческих возможностей. Режиссер предложил мне гротескную роль, которая была для меня абсолютно нова и достаточно трудна.

- Чем на сегодняшний день более всего заняты ваши мысли?

- Есть актеры, которые, репетируя или играя роль, часть своей души и часть своего времени могут оставить для других дел, для своей, к примеру, личной жизни. К сожалению, я пока этому не научилась. Если я что-то репетирую - все мысли заняты только этим. Поскольку недавно я получила роль королевы Анны - эта работа и этот образ поглощают меня полностью.

- Закон жизни вашей героини - не сдаваться. А ваш?

- Не отчаиваться.

- Это тоже по-королевски… Итак, ждем вашу королеву Анну!