Юбилейный Международный театральный фестиваль-лаборатория «Десяте мистецьке Березілля. Глядач» традиционно стартовал в Международный день театра. Фестиваль каждого года посвящен определенной теме. Творческие исследования этого фестиваля-лаборатории посвящены зрителю, его взаимоотношениям с театральным искусством. Символизируя идею театра без кулис, театра, не имеющего занавеса и ничем не отделенного от зрителей, организаторы фестиваля провели открытие в гуще зрителей, в месте, где нет сцены и зала, а все существуют в едином общем пространстве. Грандиозный спектакль-шоу «A WHISKY KISS» под стать месту, где он проходил.
Зрителей, которые приехали специально на открытие, и тех, кто привычно тусовался в необъятных пространствах ночного клуба «Дом культуры Промзона», приветствовал главный театральный затейник и неугомонный арт-провокатор — директор «Мистецького Березілля» Сергей Проскурня. После чего сидящие в стилизованных театральных креслах, роль которых выполняли огромные тракторные покрышки, поучаствовали в шоу. Театральным спектаклем «А WHISKY KISS» (арт-директор, режиссер, сценограф — Олег Волосовский, консультант Влад Бондаренко, балетмейстер — Алексей Фролов) назвать трудно. Драматургия действа построена на цитатах из Фридриха Ницше, связанных определенной конфликтной последовательностью. Шпрехшталмейстер (Геннадий Попенко), читающий фразу с листа, проигрывал свое отношение к ней и бросал листок. Кружась, он опускался на землю и этим как бы давал знак началу следующего действия. Происходила уже пластическая расшифровка сказанного афоризма. В шоу принимали участие балеты «Промзона» и «Саботаж», студенты Киевского эстрадно-циркового училища. «Гвоздем программы» стал Эрнест Пальчиков, обладатель «Серебряного Льва» Международного конкурса цирковых артистов в Китае, чемпион Украины по фитнесу. На потолок, благо позволяла высота, лезли заявленные в программе спелеологи, больше похожие на строителей-высотников, на площадке перед зрителями показывали чудеса своего мастерства брейкеры, на огромном проекторе мелькали эротические фотографии журнала «Плэйбой» годов 60-х, в общем, развлечения были на разные вкусы. Что ж, изучать современного зрителя, его пристрастия надлежит всесторонне.
Традиции ночного клуба с обязательной проверкой дамской сумочки и запечатлением на руке оттиска штампика с номером, служащим пропуском в Промзону, конечно, существенно отличается от атмосферы академического театра. Не знаю, станут ли зрители, проводящие ночь в клубах сигаретного дыма и парах горячительных напитков, зрителями традиционного театра. Вряд ли. Хотя и надежды на то, что театр будет вечно оставаться традиционным, тоже сомнительны. Ведь все неудержимо меняется. Когда-то все были уверены, что завод «Большевик» будет производить полезную для всего Союза продукцию всегда, а лозунг «Вперед, к победе коммунизма!» единственно правильно указывает адрес желаемой цели. Прошло совсем немного времени, и заводские стены, помнящие шум станков, сотрясаются от грохота современной дискотеки, а в кабине грузовика, который когда-то перевозил заводские детали, а сейчас стоит посреди зала, сидят молодые влюбленные и целуются, а в кузове — пьют пиво... Что им театр и что они театру? И все же надо отдать должное организаторам «Мистецького Березілля», это верный ход — пусть не впрямую и не серьезным искусством (просто не поймут), тонко и исподволь направлять молодого зрителя к настоящему. Это процесс сложный и длительный, но не бесперспективный. И поводов заниматься исследованием темы «зритель» у «Мистецького Березілля» предостаточно. Категория зрителей, о которой было упомянуто, — это лишь фрагмент в большом разговоре на эту важную тему. Всех, кто хочет присоединиться к огромной армии в звании зрителя, «Мистецьке Березілля» приглашает на свое огромное поле битвы за культурный урожай.
Афиша «Десятого мистецького Березілля» разнообразна и насыщена. Борясь с трудностями, березильцы изо всех сил стремятся выполнить свой долг перед зрителем.