UA / RU
Поддержать ZN.ua

ManSound: пациент скорее жив…

Недавно украинское джазовое сообщество отметило горькую дату: год назад ушел из жизни Владимир Михновецкий, 40-летний создатель, руководитель и участник вокального джазового секстета ManSound...

Автор: Ольга Кизлова
Недавно украинское джазовое сообщество отметило горькую да­ту: год назад ушел из жизни Владимир Михновецкий, 40-летний со­здатель, руководитель и участник вокального джазового секстета ManSound. Не дожив двух месяцев до десятилетия своего главного детища, он умер от сердечно­го приступа в гостинице за рубежом.
Полузамкнутым миром является область украинского джаза. Не в силу элитности своего содержания или средств его воплощения, оторванности от слушателя или закрытости, а исключительно вследствие малой «раскрученности» на радио и TВ. При «совке» — не к вечеру будь помянут — вкус, уровень, ориентиры слушателей формировали, «подтягивали» радио и телевидение, этого у них не отнять. Происходит целенаправленная методическая деградация понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо» не только в музыке.
Напомню, что при Владимире Михновецком его коллектив участвовал в десятках международных фестивалей, объездил с гас­­тролями Европу, Америку, быв­ший Союз. Еще до ManSound Михновецкий организовал отличный вокальный смешанный секс­тет ДжазЭкс, а последние четыре года помогал девушкам из популярного квинтета Beauty Band. На вечере памяти Владимира Михно­вецкого все три ансамбля отдали ему дань своей любви. Желающих сыграть, спеть, сказать добрые сло­ва было много. Украинский дом по-хорошему ломился, хотя в городе не было афиш. С портре­та и экрана в зал смотрел Володя, запечатленный в десятках фотографий, в семейных и любительских видеозаписях, фрагментах уже не существующих телепро­грамм «35 минут джаза» и «Им­пре­за». Михновецкий был блестя­щим руководителем, аранжировщиком и композитором, умным и талантливым человеком, добрым другом. В Украине и России много прекрасных музыкантов, сотрудничавших с Володей, работающих в джазе и поп-музыке. К го­довщине смерти его вдова Анна Михновецкая, директор Man­So­und Дмитрий Выговский и поэт Ни­колай Бровченко выпустили CD «Во имя жизни». В этот вечер на сцену поднялись друзья по цеху: ведущий Алексей Коган, пи­анисты Петр Пашков, Владимир Соляник, Игорь Стецюк, вокалис­ты Тина Кароль, Елена Добрицкая, Оксана Кулакова, Виталий Свирид, Федор Марун, Александр Егоров, Виктор Павлик, Роман Ко­­­пов, Гайтана, гитарист Энвер Из­майлов, саксофонист Игорь Ру­­дой, педагог из Москвы Сергей Казарновский. Еще в представленном диске участвовали украинцы Ди­ма Климашенко, Оксана Билозир и Ани Лорак, россияне Сергей Кры­лов и Вячеслав Горский. Свет­лая печаль концерта была трогательна и чиста. Любителям джаза непривычным казалось выступление части певцов «под минусовку», иными словами, живое пение под запись инструментального сопровождения, ведь на джа­зо­вых концертах не бывает ни звука «фанеры». Исполнялась в ос­новном «популярная музыка с че­ловеческим лицом» (так в шутку говорят о качественной эстраде джазмены). Как вспоминал бас Ру­бен Толмачев, Володя писал очень интересно, а его партитуры аранжировок для ManSound были очень сложными, их не то что спеть, сыграть с нескольких попы­ток было невозможно. Однако Мих­новецкий добивался их ис­пол­­нения, причем сказочного, «не простого, а золотого». После смерти лидера ансамбль очень тяжело пережил свою потерю, но не сдался. Прямо над свежей могилой ре­бята обещали, что уже завтра начнут репетиции. Они сдержали слово, хотя кризис преодолеть бы­ло нелегко. Признаюсь, что были моменты, когда с болью ощущалось: образность, звучание, блеск «по­качнулись». Этот концерт пока­зал — коллектив выздоравливает…
Хлеб артиста нелегок. Хороший исполнитель-профессионал работает как вол, репетируя и шли­фуя мастерство по многу часов в день с раннего детства и до конца сценической карьеры. У нас в стране труд, формирующий духовность нации, совсем не ценится. Перед на­чалом концерта один из блестя­щих украинских профессионалов-исполнителей в нашем разговоре мило иронизировал над «догоняющей бедностью», преследующей по пятам многих замечательных музыкантов, и джазовых, и академических. Жизнь Владимира Михновецкого была оборвана не столько работой, сколько вечным напряжением, «борьбой за спонсора», преодолением безразличия и рутины. На вечере демонстрировалась видеозапись Володиной свадьбы, где мо­лодой стройный жених шутил: «Судя по моей комплекции, меня хватит надолго». Увы, его слова не оправдались. Он страстно и деятельно боролся за свою музыку, но не предвидел последствий яростного противостояния. И все же культурное сопротивление современному мещанству и пошлости продолжается. Идет невидимый бой за души.