Недавно украинское джазовое сообщество отметило горькую дату: год назад ушел из жизни Владимир Михновецкий, 40-летний создатель, руководитель и участник вокального джазового секстета ManSound...
Автор: Ольга Кизлова
Недавно украинское джазовое сообщество отметило горькую дату: год назад ушел из жизни Владимир Михновецкий, 40-летний создатель, руководитель и участник вокального джазового секстета ManSound. Не дожив двух месяцев до десятилетия своего главного детища, он умер от сердечного приступа в гостинице за рубежом. Полузамкнутым миром является область украинского джаза. Не в силу элитности своего содержания или средств его воплощения, оторванности от слушателя или закрытости, а исключительно вследствие малой «раскрученности» на радио и TВ. При «совке» — не к вечеру будь помянут — вкус, уровень, ориентиры слушателей формировали, «подтягивали» радио и телевидение, этого у них не отнять. Происходит целенаправленная методическая деградация понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо» не только в музыке. Напомню, что при Владимире Михновецком его коллектив участвовал в десятках международных фестивалей, объездил с гастролями Европу, Америку, бывший Союз. Еще до ManSound Михновецкий организовал отличный вокальный смешанный секстет ДжазЭкс, а последние четыре года помогал девушкам из популярного квинтета Beauty Band. На вечере памяти Владимира Михновецкого все три ансамбля отдали ему дань своей любви. Желающих сыграть, спеть, сказать добрые слова было много. Украинский дом по-хорошему ломился, хотя в городе не было афиш. С портрета и экрана в зал смотрел Володя, запечатленный в десятках фотографий, в семейных и любительских видеозаписях, фрагментах уже не существующих телепрограмм «35 минут джаза» и «Импреза». Михновецкий был блестящим руководителем, аранжировщиком и композитором, умным и талантливым человеком, добрым другом. В Украине и России много прекрасных музыкантов, сотрудничавших с Володей, работающих в джазе и поп-музыке. К годовщине смерти его вдова Анна Михновецкая, директор ManSound Дмитрий Выговский и поэт Николай Бровченко выпустили CD «Во имя жизни». В этот вечер на сцену поднялись друзья по цеху: ведущий Алексей Коган, пианисты Петр Пашков, Владимир Соляник, Игорь Стецюк, вокалисты Тина Кароль, Елена Добрицкая, Оксана Кулакова, Виталий Свирид, Федор Марун, Александр Егоров, Виктор Павлик, Роман Копов, Гайтана, гитарист Энвер Измайлов, саксофонист Игорь Рудой, педагог из Москвы Сергей Казарновский. Еще в представленном диске участвовали украинцы Дима Климашенко, Оксана Билозир и Ани Лорак, россияне Сергей Крылов и Вячеслав Горский. Светлая печаль концерта была трогательна и чиста. Любителям джаза непривычным казалось выступление части певцов «под минусовку», иными словами, живое пение под запись инструментального сопровождения, ведь на джазовых концертах не бывает ни звука «фанеры». Исполнялась в основном «популярная музыка с человеческим лицом» (так в шутку говорят о качественной эстраде джазмены). Как вспоминал бас Рубен Толмачев, Володя писал очень интересно, а его партитуры аранжировок для ManSound были очень сложными, их не то что спеть, сыграть с нескольких попыток было невозможно. Однако Михновецкий добивался их исполнения, причем сказочного, «не простого, а золотого». После смерти лидера ансамбль очень тяжело пережил свою потерю, но не сдался. Прямо над свежей могилой ребята обещали, что уже завтра начнут репетиции. Они сдержали слово, хотя кризис преодолеть было нелегко. Признаюсь, что были моменты, когда с болью ощущалось: образность, звучание, блеск «покачнулись». Этот концерт показал — коллектив выздоравливает… Хлеб артиста нелегок. Хороший исполнитель-профессионал работает как вол, репетируя и шлифуя мастерство по многу часов в день с раннего детства и до конца сценической карьеры. У нас в стране труд, формирующий духовность нации, совсем не ценится. Перед началом концерта один из блестящих украинских профессионалов-исполнителей в нашем разговоре мило иронизировал над «догоняющей бедностью», преследующей по пятам многих замечательных музыкантов, и джазовых, и академических. Жизнь Владимира Михновецкого была оборвана не столько работой, сколько вечным напряжением, «борьбой за спонсора», преодолением безразличия и рутины. На вечере демонстрировалась видеозапись Володиной свадьбы, где молодой стройный жених шутил: «Судя по моей комплекции, меня хватит надолго». Увы, его слова не оправдались. Он страстно и деятельно боролся за свою музыку, но не предвидел последствий яростного противостояния. И все же культурное сопротивление современному мещанству и пошлости продолжается. Идет невидимый бой за души.