UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мания "Жизели". Репетиция

Раду Поклитару через неделю выпускает самый дорогостоящий свой балетный проект - "Жизель" - на основе музыки Адольфа Адана, но, естественно, со своим современным рискованным взглядом на классическую историю любви.

Автор: Екатерина Константинова

Раду Поклитару через неделю выпускает самый дорогостоящий свой балетный проект - "Жизель" - на основе музыки Адольфа Адана, но, естественно, со своим современным рискованным взглядом на классическую историю любви.

Выпуску спектакля предшествовали успешные гастроли "Киев модерн-балета" Поклитару в Голландии и Бельгии (со спектаклем "Кармен. TV"). И, к сожалению, бельгийский маршрут был сокращен из-за терактов. Раду говорит, что опасался отмены всех выступлений, однако выступили в городе Хасcелт в огромном театре - и зрители принимали украинских артистов стоя. Поклитару в эти дни буквально "живет" в репетиционном зале. Репетируют два состава "Жизели" - Анна Герус и Галина Микитюк. Он говорит, что балерины очень разные: "Анечка черненькая, а Галя беленькая. Галя мягче, но внутри чувствуется нерв. Аня же предлагает свой внутренний рисунок образа". С этим балетом Адольфа Адана у Раду Поклитару связано множество детских и юношеских впечатлений. Он видел многих великих исполнительниц Жизели - и вживую, и в записи. Галину Уланову, Наталью Макарову, Екатерину Максимову.

- Я ведь вырос в балетной семье. Папа-мама - солисты Молдавской национальной оперы. Поэтому "Жизель" всегда была в тройке моих любимых балетов. Два остальных - "Баядерка" и "Сильфида".

Этот фантастический балет на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли (по легенде, пересказанной Генрихом Гейне) увидел свет ровно 175 лет назад. Премьера состоялась в Париже в театре Королевской академии музыки на сцене Опера Ле Пелетье. Партию Жизель исполнила Карлотта Гризи. С тех пор история любви Жизели пленила весь мир.

Раду Поклитару перенес действие балета на сцену экс-Октябрьского дворца, где ранее с успехом шел его "Щелкунчик". Этим подчеркнута масштабность зрелища, которое предполагает серьезный бюджет.

- Раду, в чем, на ваш взгляд, главная загадка Жизели? Почему этот балет имеет такую долгую и успешную жизнь?

- Вы правы, загадка действительно есть. Собственно, в каждом гениальном произведении есть своя загадка. Видимо, важно то, что в Карлотту Гризи были влюблены в момент работы все - и балетмейстер, и либреттист, и первый исполнитель партии Альберта. А когда творческий процесс замешан на такой огромной любви, все это передается и самому балету. Классическая версия "Жизели" - абсолютный эталон. Надо понимать, что из всех существующих классических балетов в
более-менее первозданном виде сохранилась именно она…

Тем не менее, Раду Поклитару репетирует свою версию любви и страданий Жизели. Он превращает эту героиню в дитя большого современного города и его окраин. Причем не слишком благополучных. Во время репетиций Раду говорит своим артистам, что в этой Жизели зритель должен узнать девушку нашего времени, чтобы сопереживание было абсолютным. И в этом премьерном балете, и во многих других - нет пуантов. Как говорит балетмейстер, в его репертуаре пуанты присутствуют только в одном спектакле - In pivo veritas. Так что в "Жизели" не будет пуантов, а будут босые ноги, специальные танцевальные кроссовки, даже туфли на каблуках. "Любые виды обуви, но только не пуанты!" - подчеркивает Поклитару.

Во время репетиций, естественно, подмывает спросить постановщика: а много ли останется от самого первоисточника? Раду говорит, что останется замечательная музыка Адольфа Адана, в целости и сохранности будут и все персонажи (Жизель, Альберт, Ганс, Мать, др.). Правда, как всегда у Поклитару, эти герои будут выполнять другие функции. И история нам всем откроется совершенно другая. Раду Поклитару тут же отмечает, что, никогда заранее не раскрывает сюжетные особенности своих балетов, иначе зрителям будет неинтересно. Есть еще одна причина таких тайн. По мнению Поклитару, разные зрители после его премьер предлагают свои версии увиденного. Вот он и хочет увидеть, сравнить.

- Совсем недавно вы стали лауреатом Национальной премии им. Тараса Шевченко. Вас не упрекали, мол, гражданин другой страны получил украинскую национальную премию?

- Да нет! Не было таких упреков. Во всяком случае, из моих друзей - никто. Все были искренне рады тому, что я получил эту почетную премию. А врагов я не знаю. Очень важно, что Шевченковская премия обратила внимание на современную хореографию в Украине. И я горд за всю нашу танцевальную братию. Потому что искусство современного танца чрезвычайно востребовано во всем цивилизованном мире. Это одно из приоритетных направлений сегодня. Через него считывается развитие современной культуры. Современный балет пользуется огромной поддержкой как на государственном уровне, так и в форме частных меценатских инициатив - в Европе, США. Прекрасно, что в Украине есть ансамбль Павла Вирского. Но это не вся хореография, не вся современная мировая культура.

- Раду, что все-таки самое важное для современного танцовщика - хореографическое мастерство или исключительное артистическое начало?

- Здесь важен комплекс. Без танцевального таланта и артистического наполнения артист будет неполноценен. Кастинг в "Киев модерн-балет" состоит из двух частей. Урок классического танца. И импровизация в моем стиле, постановка актерских задач: смех, плач, крик, роды, смерть. Чтобы я понимал, кто из этих кандидатов - подлинный артист, у кого нет зажима.

- Вы афишируете бюджет своей "Жизели", если подчеркиваете, что это ваш самый дорогостоящий проект в рамках "Киев модерн-балета"?

- Нет. Я никогда не говорю про деньги. А зачем? Это же не прибавит ценности спектаклю. И ничего от него не убавит. Можно сделать безумно дорогой проект за 1,5 млн долл. - и это будет ужасно плохо. А можно и за 1 тыс. долл. сделать истинное произведение искусства.

…Важно подчеркнуть, что именно в этом году "Киев модерн-балет" отмечает свое 10-летие. В 2006-м этот театр был основан в столице Украины при поддержке мецената Владимира Филиппова. За 10 лет в жизни театра бывали разные периоды: не всегда удавалось находить таких вот соратников, ценителей и покровителей
современного балета. Сегодня, к счастью, театру помогает меценат Людмила Русалина: во многом благодаря ей "Жизель" и состоялась - при огромных расходах на декорации, костюмы etc.

- Все-таки в ваш театр чаще приходят меценаты, нежели в другие коллективы? Почему так получается?

- Никто к нам особо не приходит. Да, был Владимир Филиппов 10 лет назад. Появлялись другие люди, помогавшие нам. Но не на постоянной основе. Помогал Владимир Бородянский - руководитель известного телехолдинга. И мы до сих пор с ним дружим. Была также меценатская поддержка от Андрея Демидова из Перми, когда мы выпускали "Лебединое озеро". Но все это были точечные акции. Тем не менее, я не теряю надежды, что, в конце концов, мы выйдем на европейский вариант жизни театра, когда на серьезной основе серьезные люди вкладывают средства в развитие искусства. И знают, зачем это делают. Ведь наша страна лет через 10–20 будет совершенно иной. И инвестиции в культуру - т.е. в будущие поколения - нужно делать уже сегодня. Вот вы спрашиваете о меценатстве, и я честно признаюсь, что в течение семи лет тщательно искал человека, который мог бы поддержать наш театр. Потому что без такой поддержки театр бы просто закрылся. Вдруг совершенно случайно в преддверии "Жизели" появляется такой человек - Людмила Русалина! И я горжусь тем, что в Украине есть люди, бескорыстно помогающие современному балету. Причем не только помогают, но и искренне любят это искусство.

- Все-таки притяжение бренда Раду Поклитару имеет значение?

- Многое в этой жизни решается на уровне личных контактов, личных симпатий и антипатий. Но поскольку "Киев модерн-балету" уже 10 лет, то приятно, если вы это называете брендом. Во всяком случае, мы безальтернативные. Одни-одинешеньки. И я говорю об этом и с гордостью, и с печалью. Было бы прекрасно, если бы искусство современного танца в Украине (крупнейшей европейской стране) было также развито, как в маленькой Голландии или в той же Бельгии, недавно пережившей трагедию. К слову, я лишь недавно открыл для себя потрясающий бельгийский современный танец. А сколько той Бельгии? Как Киевская область.

КСТАТИ. Премьера балета "Жизель" от Раду Поклитару состоится 9 и 10 апреля на сцене Международного центра культуры и искусств (экс-Октябрьский дворец). Художник - Андрей Злобин. Костюмы - Анна Ипатьева. Главные партии: Анна Герус, Андрей Чаплик, Галина Микитюк, Артем Шошин.