До конца сентября продлится IV Одесская биеннале современного искусства MANIFESTO - сразу на нескольких площадках города.
Разные стороны проекта уже успели увидеть и оценить многие профессионалы. Увы, уже нет с нами человека, которому сам проект обязан и названием, и концептом. Это Мирослав Кульчицкий. Два года назад кураторы - Мирослав Кульчицкий и Михаил Рашковецкий - осуществляли свой проект третьей Одесской биеннале и задумывались о четвертой, прогнозируя актуальность темы толерантности. Впоследствии акцент был сделан на форму творческого манифеста, провозглашаемого в условиях толерантного отношения (кураторов, общества, зрителей, критики - перечень можно множить).
Эта биеннале стала последним проектом Мирослава, а предпоследним - представленный в Национальном художественном музее Киева "Enfant terrible. Одесский концептуализм". Легко проследить на примере этих двух проектов, что из чего вырастает, в чем коренится, какие парадоксальные таланты рождаются в Одессе, изменяя ландшафт мирового искусства.
Трудно и, пожалуй, невозможно предугадать, как МСИО станет осуществлять дальнейшие проекты без Мирослава. Ибо не мани-фест, не дорогое зрелище (огромная заслуга владельца музейной коллекции Вадима Мороховского в том, что оба последних проекта удалось осуществить), а манифест творческой личности - это и есть биеннале.
Первоначально предполагалось часть основного проекта отвести под работы Мирослава, сделать раздел in memoriam, но из опасения, что они могут затеряться в круговерти экспонатов, было решено устроить его персональную выставку к годовщине смерти. Правильно ли такое решение? Может быть, да, а может быть, и нет. Вряд ли существовала опасность "поглощения" этих работ другими. Но дело сделано. Возник обидный прецедент: как куратор - Кульчицкий на биеннале присутствует, а как художник-контекстуалист - оказался исключенным…
Хотя кто знает, как правильнее поступить в данной ситуации? Поспешность - не на пользу ни в принятии решений по экспозиции, ни в процессе восприятия.
Михаил Рашковецкий предупреждал перед открытием: искусство как реакция Пирке порой может спровоцировать покраснение и возмущение, но ведь на то оно и искусство - не стоит спешить проявлять свою реакцию слишком бурно.
От себя добавлю: экспозиция большая, насыщенная, и зритель вовсе не обязан вчитываться в тексты с манифестами, погружаться в авторский замысел, если он этого не желает, страшится или просто ленится. Следует доверять себе, своим глазам, своему восприятию. Как нельзя лучше данный посыл формулирует украинский художник Никита Кадан: в его знамя-манифест, настенный объект из зеркального стекла, вглядываешься… и видишь самого себя. На тему знамен (а знамя и есть символ манифеста) здесь много вариаций, в том числе картина Александра Ройтбурда.
Текстов немало (текст - неотъемлемая часть каждого произведения), а песочные буквы вдоль аллеек музейного садика - это творческий манифест Казимира Малевича, того самого, написавшего "Черный квадрат". Жаль, что зрители оставляют буквы без внимания, топчутся по ним ногами, растаптывают в прах, в месиво. Такая "интерактивность" отражает многое, чего не хотелось бы в себе замечать, и удручает изрядно.
Смелый интерактивный проект одесская художница Ирина Озаринская самовольно водрузила напротив входа в музей. Своеобразное "книжное дерево" (древо знаний, а еще упрек человечеству в том, что оно нарушает гармонию дерева, производя бумагу для книг) служит аргументом лишний раз вспомнить о любви к чтению - любую книгу можно взять, почитать, заменить другой или даже просто унести с собой. Каждый день утаскивают по связке, кто бы мог подумать! Так, глядишь, и к чтению приучатся.
Ирина использовала на земляках опыт, приобретенный во время проведения похожего, куда более масштабного проекта в "Мистецькому Арсеналі", и получилось интересно. Но это далеко не единственное произведение, предполагающее участие зрителя. Забавляет доска с молотком, набором гвоздей и надписью "Забей на современное искусство". И ведь многие следуют этому призыву, стараются тут же в буквальном смысле "забить"! Имеются и паллиативные решения, без агрессии, очень даже душеполезные. Молодая художница Катерина Репа свой манифест сделала в форме… психологического теста на трех языках - русском, украинском и английском.
- Мир необычайно изобретателен и оперирует бесчисленным количеством образов, - комментирует Катя свою работу. - И самое интересное во всей этой истории, что образы у каждого свои, так же как и установки, стереотипы и убеждения у каждого свои, индивидуальные. Например, все мы по-разному понимаем одно и то же слово, так как с каждым словом у нас связаны свои индивидуальные ассоциации и свой личный опыт. И если разным людям показать одно и то же изображение, они увидят и поймут его по-своему, услышат то, что они хотят слышать, или что подскажет подсознание. Своей работе я дала название "Манифест. Слова народа". Первые три слова, который человек увидит, покажут, в каком психологическом состоянии находится он в данный момент. Прошу посетителей биеннале записывать на листочках бумаги и составлять в специальной коробке эти первые три слова, после чего будут выбраны слова, которые чаще других были повторены. Именно эти три слова и будут манифестом нашего города.
Ирина Озаринская приняла также участие в спецпроекте "Морфология коммуникаций" (кураторы Сергей Белик, Дмитрий Евсеев, координатор Олег Димов) в Музее коньячного дела Шустова, представив нежную, женскую, неимоверно личную работу: кирпичи из стены родного дома, дополненные фотографиями близких, напоминают семейный альбом.
Еще одна работа неугомонной Озаринской (в рамках основного проекта в МСИО) носит название CaCart. Двухчасовая прогулка по Одессе и такая же по продолжительности прогулка по Венеции дала возможность запечатлеть на маленьких любительских фотографиях приблизительно равное количество собачьих экскрементов. Интересно, что зрители, не предвидя подвоха, склонны видеть на фото симпатичных слоников или собачек, запечатленных с высоты птичьего полета.
И это лишний раз доказывает простую истину: красота - в глазах смотрящего, а убирать собачье дерьмо не любят как у нас, так и в Европе. Это понятно, а что делает "Левая нога Наполеона" (скульптура британца Майкла Райта демонстрируется в рамках спецпроекта Rhythm Section в творческом пространстве МСИО "Артерия", куратор Дмитрий Гончаренко)? Да то, что ей вздумается. Право на манифест есть даже у левой ноги, тем более великого человека.
Пожалуй, наиболее четко артикулированным оказался спецпроект "Битва за щастя" в галерее NT-Art. Его авторы - художники-супруги Вадим (Bondero) Бондаренко и Ирина Бережко (Украина-Нидерланды). Самую масштабную работу они выполнили совместно, соединив в одном пространстве ярко и активно проявляющих себя популярных персонажей от Альберта Эйнштейна до Олега Скрипки.
Разрабатывая тему фейков и в целом информационной войны, авторы решили не множить ложь и выплеснуть на холсты безумие и пестроту медиа-пространства. Получилась этакая нео-поп-вакханалия. Ирине оказалось этого вполне достаточно, даже на душе стало легче, а Вадим продолжает тему в небольших работах вроде "Освоения Арктики" (ритм грандиозных свершений оттенен обыденностью ужасов войны, когда в песочнице ребенок может запросто выкопать деталь снаряда), "Земля-воздух" (любовный экстаз Николь Кидман и Вячеслава Тихонова в его лучшие, эталонные годы на фоне летящей ракеты), "Вынужденные переселенцы" (Тильда Свинтон изображает мать счастливого семейства в духе 50-х, вот только в небе вместо Луны Земля светится. Допереселялись!). Будем надеяться, из Одессы биеннале современного искусства не "переселится" никуда.
Городу нужны такие события, проводимые пусть без гигантизма и особых выставочных площадей, зато с душой, умом, вкусом и юмором (не "одесским", а простым, нормальным, человеческим).
В рамках образовательной программы на "экваторе" биеннале состоялись встреча с известной польской художницей Катажиной Козырой и просмотр ее видеоработ. Это мероприятие помогла организовать Моника Шевчик, директор галереи "Арсенал" в Белостоке. МСИО посетил также консул Республики Польша Петр Себенейхен. На следующий день в Музее коньячного дела Шустова все желающие встретились с украинским художником Николаем Ридным и после просмотра его фильма "Пять эпизодов" поделились своими впечатлениями. Оба события привлекли внимание молодежи, а это значит, что современное искусство будет в Одессе всегда, разумеется, изменяясь и решая какие-то новые задачи, в чем-то опережая зрителя.