UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мама Нонна на Майдане

В столице, на углу улиц Михайловская и Костельная, открыли мемориальную доску народной артистке Украины Нонне Копержинской...

Автор: Олег Вергелис

В столице, на углу улиц Михайловская и Костельная, открыли мемориальную доску народной артистке Украины Нонне Копержинской. В том самом угловом доме (когда-то здесь был магазин «Поэзия»), где и жила с начала 80-х знаменитая лицедейка. Театралы помнят ее по колоритным образам на сцене франковцев. Кинозрители всегда улыбаются, когда лишь заходит речь о ее ролях в фильмах «За двумя зайцами» (Секлета), «Королева бензоколонки» (Рогнеда), многих других. Десять лет назад, в июне 1999-го, актриса навсегда ушла из этого дома.

Не так давно на наших страницах появился очерк о Н.Копержинской, которую многие называют «украинской Раневской» (статья «Мама Нонна», «ЗН» №9, 2008 года). Некоторые читатели стали припоминать немало ярких впечатлений, связанных с актрисой. Одни видели ее потрясающую Клер Цаханасьян в «Визите старой дамы» и не могут отойти от эзотерического воздействия. Кто-то из ветеранов «броуновского» кинодвижения и вовсе называл малоизвестные картины с ее участием: «Судьба Марины», «Штепсель женит Тарапуньку», «Партизанская искра», «Майская ночь» и т.д.

В 60—80-е годы в Театр им. И.Фран­ко частенько ходили «на Копержинскую». Хотя не играла ни Шекс­пира, ни Мольера, да и в Чехове появилась вроде мельком (роль няни в «Дяде Ване»).

Ее обожали за колоритное народное обаяние. Побаивались строптивого нрава и острого языка. И постоянно цитировали ее «перлы».

У нее, как известно, трудная судьба. Пережила голод 33-го на Донбассе. Пряталась в годы военной оккупации от фашистов. На склоне лет ее сломили преждевременная смерть мужа и неизлечимая болезнь старшего сына.

Из колеи выбила и печальная история, когда в начале 90-х театр попытался «сплавить» гениальную актрису на пенсию...

...Порою не знаешь, «как слово наше отзовется». После того очерка о Копержинской в редакцию позвонил известный человек, политик. И говорю сейчас о нем не ради какого-то пиара — не мой это жанр, — а ради важного дела, которое он и совершил.

«Олег, меня взволновала история актрисы. Знаете, надо что-то сделать. Думаю, необходимо установить мемориальную доску — чтобы помнили… Это наш долг» — так сказал человек, с которым я никогда не был знаком. Владимир Стретович представляет Христианско-демократический Союз… Но этот его поступок, уверен, не по «партийной линии», это движение души, гражданский долг.

Позже встречались, обсуждали эту тему. Человек сдержал слово — и в центре столицы появилось это символическое напоминание об актрисе, которая, по сути, и была одним из символов Киева.

Скажу больше: в ряду великих украинских актрис ее имя рядом с М.Заньковецкой, Н.Ужвий…

Меня поразило, что на открытие мемориальной доски пришла почти вся труппа. Почти. Их было даже больше, чем на похоронах Копержинской десять лет назад.

Когда с мраморной плиты слетела белая ткань, и у меня, и у них екнули сердца. У многих увлажнились глаза. А кто-то даже прошептал: «Ну, здрастуй, мамочко…»