UA / RU
Поддержать ZN.ua

Маленький город, украинское кино

"Корона Карпат", выстраивая программу и бэкграунд, старается уловить и считать тенденции, темы, запросы кинозрителя.

Автор: Ольга Стельмашевская

VII Международный кинофестиваль "Корона Карпат" в Трускавце - пример фестиваля, с одной стороны, далекого от центральных регионов страны и столицы, а с другой - потенциально интересного, с точки зрения его маркетингового развития. Если, конечно, опираться на европейские аналоги Карловых Вар или Локарно, других кинофестов в курортных или небольших городках.

Фокус нынешнего трускавецкого кинофорума - на сугубо национальном кино, что позволяет говорить о некоторых закономерностях. Ведь за четыре дня было показано около 30 украинских фильмов. Две конкурсные программы - национального кино (9) и короткий метр (11) с дипломными работами (4) плюс внеконкурсная программа докфильмов (6) - превратились в панораму национального кинематографа последних двух лет.

К созданию фильмов, вошедших в конкурс, кроме Украины, причастны Польша, Франция, Италия, Македония, Исландия и Канада. Это была сознательная смена формата, по словам генерального директора фестиваля Олега Карпина, который со времени старта своего директорства из года в год отходит от формальной кинотусовки (как было заведено годами почти на всех региональных кинофестивалях, особенно в Крыму) в сторону продуманной маркетинговой стратегии развития фестиваля не только как инструмента для продвижения региона, его туристических услуг, но и как творческой площадки для внутренней работы участников феста, ради будущего сотрудничества.

Собственно, и список картин фестиваля от программного директора Бориса Савченко дал возможность понять направления, жанровые и стилистические векторы, в которых наше кино бурно и весьма плодотворно развивается.

Это ключевое слово для современного украинского кино. Ведь фестиваль - это не только красные дорожки, церемонии, селфи и платья в пол, но еще и работа внутри кинофестиваля, собственно, на развитие всей киноиндустрии.

Не важно, происходит это в Одессе, Киеве или Трускавце. Кинофестивальная деятельность в любом пространстве и времени составляет один из важнейших элементов кинематографического процесса. Поэтому к фестивалям, подобным трускавецкому, ни в коем случае нельзя относиться как к чему-то вторичному, проходному. Но у нас, к сожалению, превосходство и некоторый снобизм пока преобладают над трезвым и рассудительным подходом.

Тем не менее есть деятели этого цеха, более прагматично подходящие к делу. Кто-то (как господин Владимир Филиппов) приезжает лично представить свое кино ("Червоний") и просматривает все ленты. Кто-то спокойно отдает фильм с заранее успешной фестивальной историей в маленький Трускавец, как это сделали украинские копродюсеры картины "Гірська жінка на війні" (Украина-Франция-Исландия) известного исландского театрального режиссера, актера и документалиста Бенедикта Эрлингссона, и получает Гран-при фестиваля, приз за лучший сценарий и лучшую женскую роль, - параллельно, кстати, с международным признанием 60-го Nordic Film Days Lübeck, где создатели картины завоевали сразу четыре награды и стали первым случаем в истории этого Международного кинофестиваля фильмов из стран Северной Европы.

Тем более, на Трускавецком кинофесте работает профессиональное международное жюри. Абсолютно конструктивные, практичные, солидные замечания и советы жюри от людей из киношкол и стран (Литва, Латвия, Молдова), которые прошли и проходят свои этапы становления новейшего национального кинематографа: директора Национального центра кинематографии Молдовы, победителя I ТМКФ Валериу Жереги; актрисы и режиссера Янины Лапинскайте; сценариста и одного из самых продуктивных режиссеров современной Литвы, победителя III ТМКФ Альгимантаса Пуйпы; латвийского режиссера и сценариста, обладателя престижных призов Берлинского кинофеста и премии жюри за лучший фильм в Лос-Анджелесе Яниса Нордса. В его честь как победителя V ТМКФ в этом году установили бронзовую плиту на Аллее кинославы у кинотеатра "Злата".

Возвращаясь к программе, следует заметить, что отобранные фильмы показали весь спектр нынешних реалий кино: фестивальное, артхаусное - "Гірська жінка на війні", "Коли падають дерева", "Припутні", "Герой мого часу" , мейнстримовый "Червоний", первый в Украине образец мокьюментари (художественная картина, снятая в стиле документального кино) - "2020", любимца критиков, роуд-муви - "Изи" и музыкально-комедийный боевик "Шляхетні волоцюги". Последнюю ленту незаслуженно недооценили как зритель - из-за спровоцированной антирекламной кампании (тоже один из выразительных признаков современного кинорынка), так и критики, которые, кажется, на нее просто не обратили внимания.

А зря. Именно она лежит на противоположной и перспективной, на мой взгляд, чаше весов. Ленты о жизни нашего обычного героя, героя моего/нашего времени - "Коли падають дерева", "Припутні", "Герой мого часу", по своей тематике и типажам, образному миру и мировоззрению, талантливо и по-разному сняты/сыграны, - будто зеркало, отражают зрителя, который сидит в кинозале. Интересно, но зрителя, о жизни которого, грубо говоря, снимались эти фильмы, такой киноязык и такие истории бесят. Воспринимая довольно прямолинейно этот кинопродукт, он на уровне подсознания ощущает, что что-то не так, что его провоцируют на раздумья и неприятные, мучительные выводы, поэтому он внутренне протестует против сюжета, темы, героев и такого кино в принципе.

Это тоже тенденция. Одни не хотят такого видеть, другие хотят такое снимать. Между тем "Шляхетні волоцюги" о Львове середины ХХ в. и субкультуре батярей - эффектное, актерски яркое кино, музыкально хорошо выстроенное, смешное, с тонкой и меткой сатирой. Именно она при соответствующей стратегии продвижения может вернуть в залы на украинские фильмы среднестатистического зрителя, который не только ходит на примитивную "ржачку", но и хочет думать улыбаясь. Более того, этот фильм мог бы стать визитной карточкой Львова, как в свое время комедия "За двома зайцями" стала такой визиткой Киева и едва ли не лучшей классической украинской кинокомедией.

Так что "Корона Карпат", выстраивая программу и бэкграунд, старается уловить и считать тенденции, темы, запросы кинозрителя. Фестивалю нужно лишь чуточку апгрейдить свою практическую сторону - начать воркшопы для молодых режиссеров и продюсеров, понять, создать и закрепить статус, выделить фокус, нарастить мышцы не только с помощью качественного кинолайн-апа, но и приглашенными звездами, и качественными СМИ, и профессиональной современной кинокритикой. В мире активно развивается тенденция поддержки национального кино через фестивальную культуру. И мировая практика доказывает, что именно такие локальные кинофестивали иногда становятся полезнее как для самих участников процесса, так и для развития индустрии в целом.