UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАЛЕНЬКАЯ, НО ВЕЧНАЯ ВЕСНА ТЭЗЕ

Постоянно, подобно свежему приливу, целые поколения молодых людей прокладывают свой путь в Тэзе. О...

Автор: Оксана Ольхина

Постоянно, подобно свежему приливу, целые поколения молодых людей прокладывают свой путь в Тэзе. Они приходят сотнями тысяч к холмам, простирающимся словно остров в глубине одной из прекраснейших провинций Франции, Бургундии. Что же это за магическое место, где, по мнению побывавших, стирается разница национальностей, вероисповеданий, полов, целей и образа жизни? Брат Роже, основатель и настоятель экуменической общины Тэзе, посвятил всю свою жизнь преодолению разрыва между христианами и разрешению конфликтов в семье человечества. Наверное, именно поэтому Тэзе и стало заповедной целью огромного множества паломников.

У истоков Тэзе

Чтобы лучше понять философию Тэзе, невозможно обойти его историю. И когда спрашивают основателя Тэзе, что предопределило его начальный выбор, он часто ссылается на историю своей бабушки. Во время первой мировой войны, невзирая на бомбежки, старая женщина осталась одна в своем доме, чтобы давать пристанище беженцам, старикам, детям, беременным женщинам. С тех пор ее самым страстным желанием было, чтобы никому не привелось пережить подобное. Сама она была из старого протестантского рода, но, чтобы достигнуть примирения прежде всего в себе, стала ходить в католическую церковь. То основное, что отличало его бабушку: самоотверженная помощь обездоленным современникам и стремление к примирению с католицизмом - наложило отпечаток на жизнь молодого Роже. Об этом и сейчас молчаливо свидетельствует ее могила, находящаяся на территории Тэзе. Но о ней, дабы избежать культа личности, кроме самых посвященных, мало кто знает.

В 1940 г. Роже было 25 лет. Новая война сотрясает Европу. Он покидает Швейцарию, в которой родился, и селится во Франции, на родине своей матери. Уже много лет он вынашивает проект создания монастырской общины, которая посвятила бы себя делу примирения христиан. Когда в поисках жилья он приезжает в Тэзе (село, где не было тогда ни нормальной дороги, ни телефона, ни водопровода, а о приходском священнике не вспоминали со времен Французской революции), старая женщина, узнавшая о его планах, сказала: «Оставайтесь здесь: нам так одиноко». Это откровение стало как глас Божий. С 1940 по 1942 годы в купленном им доме Роже прятал политических беженцев, евреев, прибывающих из оккупированной зоны, и молился за будущую общину. Но после захвата Франции немцами он был вынужден покинуть ее территорию.

Община - знак сопричастности

В Тэзе Роже вернулся только в 1944 г., но уже не один, а в сопровождении трех первых братьев будущей общины. Их было семеро, когда в 1949 они приняли «классический» монашеский обет: безбрачие, послушание настоятелю, общность духовного и материального. В 1952-м Роже создает первый вариант устава Тэзе, который впоследствии изменялся несколько раз.

Уже намного позже он припишет расположению общины символическое значение: «Тэзе - это побег, привитый к дереву монашеской жизни». Ведь оно лежит в 10 километрах от места, где когда-то находилось аббатство Клюни, и в таком же расстоянии от Сито, другого старинного монастыря.

Постепенно община росла. Сегодня это более чем девяносто человек - католики и протестанты двадцати национальностей из разных стран мира, которым, по их собственному мнению, удалось разорвать узы мира и принять абсолютную свободу. Но, как любят добавлять сами монахи при встрече с группами из Украины или России, с самого начала православие наложило существенный отпечаток на жизнь общины в целом, например, на празднование Пасхи, Крещения, Преображения, на литургию. В 1988 г. по случаю празднования Тысячелетия крещения Руси в Тэзе был отпечатан и отправлен в Советский Союз миллион экземпляров Нового Завета на русском языке.

Но есть у классической монашеской общины и свои особенности. Она не принимает никаких даров и пожертвований. Братья отказываются даже от собственного наследства и живут только за счет своего труда, например, делают керамику, амулеты, записывают видео- и аудиокассеты, издают открытки и брошюры с символикой Тэзе. Это все продается в специальном магазине-галерее на территории монастыря. Сначала цены кажутся астрономическими, но после сравнения с другими точками продажи сувениров в окрестных селах понимаешь, что это не так уж и дорого. Но если вам захочется поглазеть на процесс работы над подобными штучками в самих мастерских, вряд ли это удастся. Они закрыты для публичного посещения. Хотя для меня лично до сих пор остается загадкой, как один магазин покрывает расходы и самого монастыря, и содержание огромного количества паломников...

Но на этом братья не остановились в своем милосердии, начиная с 50-х годов некоторые из них живут в маленьких общинах, расположенных в кварталах для обездоленных на северо-востоке Бразилии, в Корее, Бангладеше. Сам брат Роже тоже проводит какое-то время в подобных местах. Он часто приезжал в пуэрто-риканский квартал Нью-Йорка, побывал после государственного переворота в Чили, несколько лет подряд посещал трущобы Калькутты, Южной Африки. Присутствовал он и в зоне землетрясений южной Италии, в Ливане, на Гаити, среди жертв засухи в Мавритании, в Мадрасе, Эфиопии.

От простых смертных до папы римского...

Начинающееся с большого одиночества, в 1957-58 гг. Тэзе стало принимать все больше и больше людей, особенно молодежи. Сейчас она съезжается туда буквально со всех континентов мира. Несмотря на различные барьеры, разделяющие Европу, число молодых людей из восточной ее части стало возрастать, особенно с 1989 г., когда открылись границы.

Молодые люди приезжают туда на неделю, а то и на более долгий период с разными целями: в поисках истоков веры и обретения новых сил, для встречи с друзьями или просто ради освобождения от повседневных забот, бургундского воздуха и живописных пейзажей, несущих в себе положительный заряд.

Церковь Примирения… Находясь в Тэзе, все собираются там для общей молитвы трижды в день. Она была построена в 1962 г., а в 1990-м, из-за невмещения всех желающих, к ней пришлось добавить новые пределы.

Паломники доверия

В 1970 г. родилась еще одна идея брата Роже. Он предложил учредить молодежный Собор, на который участники со всего мира собирались бы в одном из больших европейских городов накануне встречи нового года. Это впервые осуществилось в 1974-м, затем в 1979-м проект временно отложили, чтобы дать ему окончательно созреть. Но идея такого Собора положила начало «Паломничеству во имя доверия на земле». Ибо именно так называют себя молодые люди, узнавшие друг друга за последние годы во Вроцлаве и Париже, Штутгарте и Вене. Это движение касается не только Тэзе, оно призывает всех верующих стать паломниками во имя мира - на такой мысли сходятся почти все, хоть раз побывавшие на такой, казалось бы, нетрадиционной для молодежи встрече нового года без спирного, в большой, но бесшумной компании. И каждый год брат Роже пишет «Письмо-обращение» к молодежи из того уголка земли, где он в данный момент находится. Эти послания переводятся на более чем 30 языков. По этому поводу генеральный экс-секретарь ООН Перес де Куэйллар сказал в свое время: «Молодежное движение паломничества во имя доверия на земле заставляет нас приблизиться к тому идеалу мира, которого мы все так жаждем».

В подтверждение этому еще раньше, в 1988 г., брат Роже получил премию Юнеско «Воспитание к миру», а в следующем году - Международную премию Карлспрейс за участие в создании новой Европы.

Тет-а-тет с Тэзе

Я открыла для себя Тэзе тогда, когда давно уже спала жара и летние страсти. Традиционно солнечная Бургундия встречала дождем. А наша украинская группа, состоявшая из сорока человек, застала на автобусной стоянке бурное прощание предыдущей смены: слезы, объятия, песни на всех языках мира. Странно, чего только не бывает в жизни. Нам же самим предстояло присоединиться к той неполной «несчастной» тысяче народа, которая оставалась. «Несчастной» потому, что это необычайно маленькое количество для Тэзе, где иногда число паломников доходит до 5-7 тысяч.

Большинство из нас впервые попало в подобное место и, честно говоря, представляло себе монастырь со множеством запретов и высокими стенами. Но Тэзе не очень-то отвечало этому образу: открытые лица братьев, большие веселые очереди за обедом и шумные застолья, знакомства с первыми встречными буквально с полуслова, - одним словом, атмосфера раскрепощенности, добра и всеобщей любви. Ее ведь ни с чем не спутаешь.

Но когда двери храма оставались позади, жизнь брала свое буквально до следующей общей молитвы: кого-то ждала встреча в библийной группе, другого источник Св. Этьена, отведенный для уединения, а меня звал положенный раз в день час добровольной работы. И не где-нибудь, а в самом многолюдном месте Тэзе, кафе под названием «ОYAK», где все продается без наценок и налогов, где можно свободно купить положенную норму пива или вина и шуметь до позднего вечера, когда на всей территории общины необходимо сохранять абсолютное спокойствие.

В работу я включилась быстро. Не так уж сложно, улыбаясь, разливать прохладительные напитки и складывать франки в кассу, даже если ты не имеешь ни малейшего опыта. Но что действительно поражало - это абсолютное доверие ко всем временным работникам, типа меня, «старшего по званию». А ним была девушка с необычным именем Гинтаре, литовка, приехавшая в Тэзе на год после окончания университета с целью посвятить это время Богу и лучше разобраться в себе.

Несправедливо будет забыть человека, с которым меня свело Тэзе. Это брат Донах, отвечающий за связи с Украиной. Десять лет назад он прибыл, подобно нам, на неделю, затем вернулся снова уже на год и остался навсегда, приняв обет монаха экуменической общины. Типичная ирландская внешность, открытое лицо, простота в обращении. Порой реакции брата выдавали отличное знание украинского языка, но он принципиально общался с помощью переводчика. Напоследок, по его просьбе, мы пели нашу коляду. А затем был колокольный звон, прощальное слово и благословение брата Роже, мелькавшие из окна автобуса замки Бургундии.

Тэзе, навсегда поселившееся в моем сердце, Тэзе, сумевшее отыскать жесты и символы, которые пробуждают, несмотря на все трудности, стремление к весне Церкви, осталось позади. Но смогло сделать, пожалуй, главное - поселить надежду в душе человечества, примирить каждого с собой во имя других. А значит, экуменическое движение - не миф, не фантазия, не преувеличение. Оно сродни чистоте нетронутого снега и седине волос брата Роже.