UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МАЛЕНА» — БЕЗ ПРИЗОВ, НО ХОРОША!..

Очереди как явление, слава Богу, практически ушли из нашей повседневной жизни. Правда, были среди них и такие, которые не то чтоб радовали, — не раздражали...

Автор: Светлана Агрест
Кадр из фильма

Очереди как явление, слава Богу, практически ушли из нашей повседневной жизни. Правда, были среди них и такие, которые не то чтоб радовали, — не раздражали. Я говорю о желании попасть в театр или посмотреть новое кино. И вдруг несколько дней назад я увидела ее, тянущуюся толстой змеей в кассу «Кинопалаца». Сеанс поздний, в 23.00. В очереди, в основном, молодые люди, вскормленные американскими хитами, полными компьютерных прибамбасов. В программе же был фильм Верхувена 1973 года выпуска. Лента культовая, которая два года назад была признана лучшим голландским кино ХХ века.

Оказывается, первый в Киеве и в Украине коммерческий кинотеатр, оборудованный по последнему слову техники и поначалу ориентированный на коммерческие же блокбастеры, «приручив» зрителя, вновь научив его ходить в кино, сделал «духовный вираж» в репертуарной политике. В афише все чаще стали появляться фильмы, не только щекочущие нервы и бьющие по глазам и ушам своими техническими ноу-хау, но и обладающие бесспорными художественными достоинствами. Пример тому — недавний показ картины Алексея Учителя «Дневник его жены» с блестящим актерским ансамблем с Андреем Смирновым в главной роли.

Вот и в день своего рождения «Кинопалац» приготовил подарок зрителю — фильм Джузеппе Торнаторе «Малена» (производство Италия—США). Картина эта была на Берлинском фестивале, пользовалась успехом у зрителей, но не удостоилась ни одной из премий. Это можно объяснить тем, что члены жюри отмечают, скорее, поиски нового киноязыка, чем добротную ностальгию по кинофетишам ушедшего столетия. Ведь в картине явно прослеживаются идеи, мотивы и манера великого итальянца Фредерико Феллини. Хотя «Малену» нельзя назвать прямым римейком, и крепкий дух «Амаркорда» не раздражает, а позволяет по-новому взглянуть на классическое итальянское кино второй половины ушедшего уже века.

Тема фильма — болезненно-страстная любовь подростка к красавице Малене. Фон этой любви — война, которая не касается мальчика впрямую, но неумолимо корежит людские судьбы рядом с ним. Женщины маленького сицилийского городка ненавидят молодую вдову, приковывающую к себе взгляды всех мужчин — от безусых мальчишек до немощных стариков. Именно это людское нежелание принять и признать рядом с собой чистую красоту не оставляет Малене выхода. Чтобы выжить, она делает то, к чему ее давно подталкивает людская молва, — идет на панель. Герой по-своему, по-мальчишески, отстаивает честь любимой, которая никак не выделяет его из окружающего мира. Камера смотрит на Малену его влюбленными глазами, являя ему и зрителю прекрасную, полную жизни и желаний сицилианку, покоряющуюся всем сексуальным фантазиям юнца.

На мой взгляд, главное достояние этой крепко сработанной ленты — талантливое преображение очаровательно-сексуальной, эмансипированной Моники Белуччи в покорно-непокорную сицилийку Малену. Хотя и другие характеры картины выписаны со свойственной итальянскому кино объемностью и характерностью. Эту картину стоит посмотреть. Интересно, какие еще сюрпризы готовит нам киноэкран?