UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ БАЙРОЙТСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

«Куплю билет на третий акт» - с такими табличками стоят зрители возле знаменитого оперного театра Рихарда Вагнера в Байройте...

Автор: Яна Иваницкая

«Куплю билет на третий акт» - с такими табличками стоят зрители возле знаменитого оперного театра Рихарда Вагнера в Байройте. Ведь для того, чтобы попасть на спектакль, билеты нужно заказывать за 7-10 лет. Но Вагнер завещал: «для молодых способных почитателей моего искусства вход должен быть свободным, а при необходимости - бесплатный проезд и проживание». Так, в 1882 году был основан стипендиальный фонд, который за время своего существования дал возможность посетить фестиваль 16000 молодых вагнерианцев. В нынешнем году 62 страны мира были представлены 250 стипендиатами, среди них - впервые - киевляне.

Неделя нашего пребывания в Байройте была расписана поминутно. Мы прослушали три лекции и три спектакля, посетили концерт и званый ужин в Арвена-конгресс-готеле, были на экскурсиях за кулисами вагнеровского театра «Фестшпильхауз» и в вилле «Ванфрид», где жил композитор.

В свободное время, которого было очень немного, мы старались как можно лучше узнать Байройт - этот небольшой баварский город на юге Германии с 70000 населения. Здесь два оперных театра, городской зал, три музея - Рихарда Вагнера, Ференца Листа и Жана Поля. В центре города в придворном парке находится замок маркграфов Байройтских - (отсюда и название города, основанного в конце XIV века). Особой гордостью горожан является Эрмитаж, построенный по желанию маркграфини Вильгельмины. Летом параллельно с вагнеровским проходит молодежный фестиваль музыкального искусства.

В программе вагнеровского фестиваля нынешнего года было пять спектаклей, три из которых мы просмотрели. Отправляясь в Байройт, мы знали о необычности вагнеровского театра по лекциям Киевского вагнеровского общества. Однако никакое описание не может сравниться с тем реальным впечатлением, которое мы испытали. Уникальность акустики позволяла слышать не только самый тихий звук скрипки, но и то, как смычок дотрагивался до струны. И такая прекрасная слышимость с любого конца зала. Стипендиаты имели возможность проверить это на собственном опыте. В течение трех спектаклей каждый прослушал оперы в первых рядах партера, в одном из последних и на балконе.

Порталы на сцене многоярусны. В каждом отсеке - множество аппаратуры, которой управляют ассистенты. Над сценой и под ней - огромные ниши, рассчитанные на колоссальную машинерию. В Байройт попадают все новшества современного театра, начиная от лазерной техники и заканчивая эпатирующими публику сценическими решениями вагнеровских опер.

В августе текущего года директору фестиваля Вольфгангу Вагнеру - внуку композитора - исполнилось 80 лет. В течение полувека он руководил бурной деятельностью фестшпильхауза. От того, кто вскоре займет его место, будет зависеть дальнейшее направление вагнеровских фестивалей.

О спектаклях, просмотренных нами, можно говорить много. Но я остановлюсь подробно лишь на «Лоэнгрине», который в этом году был премьерным. «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские майстерзингеры» в увиденных постановках уже не первый год и детально прорецензированы, в том числе и в доступных нам изданиях.

Для дирижера Антонио Паппано, режиссера Кайта Варнера и сценографа Штефаноса Лацариди «Лоэнгрин» стал дебютом в байройтском театре. У всех троих путь к вагнеровскому фестивалю лежал через многие мировые сцены, пока творцы трех разных национальностей - итальянец, англичанин и эфиоп - не получили признание мастеров международного класса. А.Паппано на протяжении шести лет (1986-92) был ассистентом знаменитого дирижера Даниэля Баренбойма в Байройте. А в сезоне 2002/03 года Паппано как преемник Бернарда Гайтинка станет музыкальным директором Королевской английской оперы Ковент-гарден.

В байройтской версии «Лоэнгрина», безусловно, сказалось сотрудничество постановщиков в Брюсселе, Цюрихе и Страсбурге. Ни один компонент в спектакле не является пассивно-иллюстративным по отношению к общему замыслу. Создатели старались подчеркнуть многоплановость и полифонизм. Сценограф - в многоуровневости сценического пространства и расчлененности как горизонтали, так и вертикали сцены; режиссер - в сочетании символов, свойственных мифу, и заключенными в космическое пространство вне времени и обстоятельств живыми людьми с реальными страстями.

В декорации постоянно присутствует огненный круг - словно планета, с которой пришел Лоэнгрин. Он то сияет, то (в драматических эпизодах) охватывается полным затмением. Озеро, расположенное на аванcцене, символ бессознательного, в свою очередь отражает действие: оно то вскипает, то меняет цвет - от небесно-голубого до мрачно-болотного. Подвижный помост символизирует замкнутое пространство, в котором заключены Лоэнгрин и Эльза.

Симфонические эпизоды, обычно исполняемые в концертном варианте, в данной постановке инсценированы. Наиболее неожиданной оказалась сценическая версия антракта к третьему акту. Привыкшие к трактовке торжественной музыки, мы никак не могли представить, что на сцене не будет триумфа радости. А вместо нее возникнет глубокая зависть в образах Ортруды и Тельрамунда. Актеры освещены так, что их огромные, искаженные тени падают на большой квадрат. Верх этого квадрата с последним звуком антракта поднимается и в середине оказываются Эльза и Лоэнгрин.

В роли Эльзы выступила 32-летняя дебютантка Мелани Динер. С первого появления на сцене Эльза - жертва. Сначала - клеветы, затем - собственной мечты войти в мир Лоэнгрина. Свадьба начинается сценой, в которой обвитая фатой Эльза лежит, словно распятая на кресте. Ее же собственная мечта становится сильнее ее, начиная воплощаться в противоположные ей образы (момент вторжения стилистики Ортруды в партию Эльзы). На сцене в это мгновение героиня словно теряет рассудок: движения ее то нарочито замедленны, то болезненно быстры.

Вообще образ Ортруды трактован как вездесущая тень Эльзы. Безусловно, Кайт Варнер исходил из актерского дарования Габриэль Шнаут, которой практически без вокальной партии в первом акте удавалось держать в напряжении зал только лишь мимическими реакциями и сцендвижением. Запрещенные в традиционной режиссуре параллельные ходы здесь были использованы как символ движущейся, метущейся Эльзы и следующей за нею тени - Ортруды. В финале Эльза не умирает как у Вагнера. К ней сзади подкрадывается Ортруда и, обнимая, поглощает ее.

Лоэнгрин, созданный Роналдом Вагенфюрером, предстает перед публикой живым человеком, а не идеализированным небесным посланником. Он жаждет счастья и сомневается, он любит и боится потерять свою любовь. Уже во вступлении его стремление к земному счастью оборачивается на кульминации траурным маршем. Такую трактовку рыцарской темы Лоэнгрина я слышала впервые!

В финале уход Лоэнгрина показан через исчезновение актера под сценой - в разверзнутой бездне символического озера. Таким образом, кажется, что Лоэнгрин, пережив духовную измену, не возвращается в Грааль, а отправляется на вечные скитания, подобно Летучему Голландцу.

...Кроме множества впечатлений, поездка смогла в нашем сознании мифологизировать образ Вагнера. Ведь он стал легендой еще при жизни. Приехав в Байройт, мы узнали: в здании, где поселили вагнеровских стипендиатов, обитает дух Вагнера. Мы не относились к этому всерьез, но все же были забавные моменты, когда нечто вроде «духа Вагнера» бесшумно передвигалось по коридору, включало свет, мылось в душе, двигало мебель в соседней нежилой комнате, а еще стучало в стенку, брилось и шуршало. А в общем, ничего плохого не делало.

Конечно, все помнят о магическом взаимодействии Вагнера с числом 13. Мне пришлось убедиться в этом самой. Возвращаясь с фестиваля, я оказалась в дороге в день полного солнечного затмения на 13-м месте в поезде, который прибыл в канун пятницы 13-го.