UA / RU
Поддержать ZN.ua

Магдебургский «украинский феномен»

В сентябре-октябре 2004 года в художественном мире произошло выдающееся событие — ІV Международный фестиваль искусств в Магдебурге (Германия), патронируемый правительством земли Саксония-Анхальт...

Автор: Зоя Чегусова

В сентябре-октябре 2004 года в художественном мире произошло выдающееся событие — ІV Международный фестиваль искусств в Магдебурге (Германия), патронируемый правительством земли Саксония-Анхальт. Он признан одной из наиболее значительных культурно-художественных акций в Восточной Европе за последнее десятилетие.

С каждым годом благодаря этому фестивалю Магдебург все больше воспринимается как культурная столица Восточной Европы. Эта акция охватывает довольно широкий круг художников не только Германии, но и Голландии, Австрии, Италии, Франции, Бразилии, Швеции, Швейцарии, России, Латвии, Кореи, Киргизстана. В нынешнем году в фестивале приняли участие 58 художников из 12 стран, а Украина была объявлена главным участником. Поэтому на организаторов украинской экспозиции была возложена большая ответственность: им предстояло убедить широкую общественность в том, что Украина находится в авангарде современного искусства. Перед участниками стояла задача представить нашу страну мировой общественности как цивилизованное и высокоразвитое государство, прежде всего в культурном контексте.

И приятно было, что Украина на нынешнем фестивале воспринималась настоящим лидером, поскольку каждый из наших художников демонстрировал не только свою четкую концепцию, но и высокий профессионализм. Хотя идея contemporary art, главенствовавшая на фестивале, требовала не столько демонстрации профессионализма и высокой академической школы, сколько продуцирования идей, неожиданных решений. Но украинские художники потрясли и чрезвычайным мастерством, демонстрируя высокую подготовку киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, Львовской академии искусств и других отечественных художественных учебных заведений.

Незадолго до этого фестиваля в Берлине проходила выставка под девизом «Природа как идея», который, собственно, был близок девизу магдебургской акции и звучал так: «Голубая лента... реки объединяют». Украина для своих проектов определила еще одну общую тему: «Humus vitalis» («Грунт жизни»). Сказать, что в работах художников были отображены мотивы воды и земли, — недостаточно, поскольку природа была лишь модулем проектов художников Голландии, Германии, Кореи, России, Украины. Многоликий поток образов отражал чувства и размышления современных художников, которые, отвергая стереотипы мышления, переосмысливают прежнюю систему ценностей.

Большинство экспонентов фестиваля принимали участие в наиболее престижных международных биеннале, конкурсах, симпозиумах, и их имена достаточно хорошо известны в Европе.

Особой экспрессивностью среди экспонатов отличался живописный проект Ольги Петровой — известной украинской художницы, философа, теоретика, критика, профессора Киево-Могилянской академии — под названием «Лабиринт». Это своеобразная реакция на психологические и социокультурные сломы в реальной современной ситуации Украины, существующие вне мирового вектора. Лабиринт в сознании, противоречиях, действиях и ритмах превращается в водоворот структурных элементов, в чрезвычайно динамичный образ на абстрактных холстах.

Многометровые полотна-диптихи Петра Лебединца «Земля и пространство», «Существование цвета», «Измерение времени» благодаря мощной энергии цветовых комбинаций превалировали в экспозиционном пространстве. Автор продолжает и развивает традицию классического модернизма ХХ в., демонстрируя свое видение и понимание цвета, через который передает свои переживания, состояние души, эмоции, предчувствия, ностальгию...

Жизнерадостные, преисполненные светлых чувств циклы Александра Клименко «Новое трансабстрактное искусство», «Золотой и солнечный звездопад» воспринимались яркими визуальными свидетельствами положений манифеста «Героического оптимизма», провозглашенного этим автором: «Искусство — это вечное влечение к Бесконечному... В пасмурной пустыне contemporary art необходимо пролить плодотворный золотой дождь оптимизма, радости, божественной благодати»...

Важными доминантами экспозиции стали механические подвижные скульптуры Анатолия Твердого «Не палеолитическая Венера», «Стеклянный человек», «Голова», «Пилот», выполненные из прозрачных материалов, имитирующих стекло. Силуэты и формы скульптур близки пластике архаики — свободно перетекающие, без резких линий и сломов, что делает их похожими на водную стихию. Взаимопроникновение скульптур и среды — вот задача, которую поставил перед собой художник, и в экспозиционном пространстве фестиваля она была мастерски решена.

Весьма удачно организовывали пространство первого этажа экспозиции объекты Тамары Бабак из ее проекта «Острова», выполненные в технике лозоплетения. Все ее произведения окутаны тайной и многозначны. Эту художницу, как и многих художников-постпостмодернистов, особенно привлекает праискусство человечества — древнеславянская архаика, искусство Триполья. Диалог с ним ощущается и в проекте Николая и Анны Овчинниковых «Humus. Триполье-2004», побудившем зрителя задуматься: «Что такое земля у нас под ногами?» В центре проекта — инсталляция в виде пятиметровой стеклянной конструкции — своеобразной «колбы» с «пробой земли», содержащей глину, чернозем, песок, археологический культурный слой с вкраплением керамических черепков, а на них — сакральные магические знаки. В нем как будто сконцентрирована информация о наших предках, возвращающая нас на пять тысячелетий назад, к уникальной земледельческой цивилизации Триполья, к древним культурным ценностям нашего народа.

Проект «Humus» перекликался с другим монументальным экспозиционным объектом «Наследство (Манифест)», который своим лаконичным силуэтом напоминал большой корабль, словно бы сошедший с наскальных росписей древних художников. Мощная 12-метровая горизонталь из дерева соединялась с вертикалями (высотой до 6 метров), размещенными в определенном ритме. Так, предельно ограниченными средствами, авторы выражали идею: из культурного наследия и национальных традиций (горизонтальная часть композиции) прорастают и тянутся ввысь ростки — личности, индивидуумы, создающие современное искусство. «Наша цель — вплетение украинизмов в язык современного искусства», — «манифестируют» авторы этого огромного по масштабам «Объекта в окружающей среде» («Оbject of the invoronment») — Петр Бевза и Алексей Литвиненко.

Хорошо дал прочувствовать дух земли Украины фотопроект Александра Бабака «Письма с Украины», где автор ведет диалог с народным искусством: именно такая форма собеседования с этнокультурой была присуща всем основателям классического авангарда.

Идея проекта — воплотить в десяти огромных фотографиях две трагедии: скифские ритуальные погребения и братские могилы времен недавней войны, раны от которой еще не залечила земля, память о которой до сих пор растравляет душу нашего народа. Курганы и окопы у А.Бабака укрыты живописными холстами и орнаментальными коврами народных мастеров — это акт символического соприкосновения жителей Полтавщины и автора-художника со священной землей предков, пропитанной кровью дедов, отцов, братьев...

Приятно было, что Украину представляли также художники, живущие в других странах. Самуил Аккерман, родившийся в Мукачево на Закарпатье, но уже 20 лет проживающий в Париже, представил проект «Дневник тени, не поддающейся сну», презентуя Украину. Проект включал настоящие шедевры графического искусства.

Прекрасно, что Украину представляла талантливая молодежь. Львовянка София Бурак демонстрировала объект-мобиль «Солнечный дождь», за который в 2003 году на биеннале «Текстильний шал» во Львове получила Гран-при. Студентка 3-го курса НАИИА Наталия Перевала удивила эстетским проектом «Живопись на воде». Это был прекрасный дебют в Европе. Виктория Денбновецкая — молодой мастер фото- и видеоарта, участвовавшая во всех предыдущих Магдебургских фестивалях, завоевала в Германии репутацию высокого профессионала.

Настоящим сюрпризом был проект украинских художников, выполненный путем объединения различных пластических искусств — перформанс «Орen». Он включал пять хореографических этюдов под общим названием «Диалоги» (режиссер Филипп Ли, хореограф Константин Томильченко, исполнители Константин Томильченко, Наталья Кротова), которые были объединены в едином арт-пространстве с живописным диптихом «Утопия» (автор Илона Сильваши), фотопроектом-ленд-артом «Адам и Ева» (авторы Илона Сильваши, Ярослав Присяжнюк) и анимацией «Ночь желтой собаки» (режиссер и аниматор Ярослав Присяжнюк). Проект этот имел огромный успех. Все в нем было неожиданным: танцевальный текст, органично вобравший в себя самые разные стили: классическую хореографию, эстрадный модерн, брейк-данс, акробатику, рок-н-ролл. Молодые танцоры использовали в своих этюдах нетрадиционные символы: губы, заклеенные пластырем; смирительные рубашки, сковывающие подвижность рук; огромная черная ткань, которая укрывает всю сцену и затем превращается в фату невесты; стул — единственный элемент декорации, на котором танцоры поочередно выполняют невероятные «па»... Что же заложено было в этих диалогах? Это — вечный конфликт между мужским и женским началом, поиск выхода из этого конфликта, ссоры и примирение, любовь и страдания — вечная проблема взаимоотношений между людьми, которая всегда остается открытой. Поэтому — «Оpen». Все представление сопровождалось неистовой музыкой Стинга, которая еще больше заостряла восприятие всех заложенных в перформансе идей и в какой-то степени была ключом к его пониманию.

Живописный диптих «Утопия» и ленд-арт «Адам и Ева» были яркими составляющими общего проекта, но в то же время воспринимались и как самодостаточные. В лирико-настроенческих живописно добротных картинах «Утопии» И.Сильваши решает интересные формальные задачи, в чем их немалая ценность. Ленд-арт состоит из четырех фото — четырех фигуративных композиций, выполненных в разное время года из различных природных материалов: мокрого песка, сочной зеленой травы, из снега, из живописной осенней листвы. Оригинальность замысла и художественное его воплощение вызывали восторг.

Можно смело утверждать, что вхождение в контекст Магдебургского фестиваля оказалось для украинских художников полностью органичным. Наше отечественное искусство воспринималось абсолютно естественным в контексте общеевропейских художественных процессов. Благодаря участию в фестивале украинское искусство получило статус, которого ранее не имело, а именно искусства как части культуры общеевропейской. Магдебургский фестиваль стал для Украины в определенном смысле моментом истины. Он засвидетельствовал, что современное украинское искусство причастно к мировым, а следовательно — к универсальным художественным критериям, что дает основание надеяться на его дальнейшее гарантированное будущее.

Признание наших художников на международной арене вместе с активным желанием организатора магдебургских фестивалей глубокоуважаемой г-жи Галины Бригер — известного и авторитетного в Германии галериста, родом из Украины, — продвигать на запад украинских художников открывает заманчивые перспективы.

Галина Бригер — не только организатор выставок, но и активный человек в сфере художественного арт-рынка, связующее звено между художниками и музеями, прессой, властными структурами. Она прилагает усилия для введения талантливых украинских художников в художественное пространство Западной Европы, для создания им соответствующей репутации.

Большая заслуга в успешной презентации украинского искусства на Магдебургском фестивале по праву принадлежит куратору Тамаре Ли, директору Арт-центра на Костельной в Киеве. Огромная и чрезвычайно сложная экспозиция, которая была ею построена, заслуживает высочайшей оценки. Крупномасштабное экспозиционное пространство (4500 кв. м) отличалось сложной спецификой: цеха бывшей фабрики по производству оружия имеют почти сплошные застекленные плоскости и вдобавок огромные объемы, которые трудно «совместить» с художественными произведениями. Такое пространство могли «удержать» только крупноформатные произведения. Именно такие и были отобраны куратором и размещены так, что завладели и подчинили все архитектурное пространство, создали мощный зрелищный эффект.

Магдебургский фестиваль еще достаточно молод. Он не стремится соревноваться с давно признанным Венецианским биеннале, не отваживается вступать в конкурентную борьбу за популярность с непревзойденной Кассельской Документой. Тем не менее в этом году он продемонстрировал способность быть генератором новых идей. «Современное искусство» («Contemporary art») — это всегда момент противостояния, утверждение «иного» мышления относительно окружающей среды. Однако мир, творимый на Магдебургском фестивале художниками разных стран, оказался достаточно целостным, привлекательным с эстетической точки зрения, лишенным откровенного негатива, «привкуса параноидальности», которые, как правило, являются спутниками выставок современного искусства, исключающих эстетический аспект.

Приятно отметить, что давние добрые отношения между Магдебургом и Киевом, сложившиеся во времена Магдебургского права (напомним, что Киев пользовался Магдебургским правом с начала ХV в.), возрождаются благодаря любви к искусству двух галеристов, двух замечательных женщин — представительниц этих городов.

Для Украины участие в этом фестивале важно еще и потому, что это была первая встреча такого масштаба с немецким зрителем, и потому, что в нем участвовали художники со всей Европы. К тому же на нем был засвидетельствован возросший авторитет украинского современного искусства. Организаторы вместе с куратором выдержали сложное испытание на участие в крупномасштабных культурологических акциях. Украинские же художники выиграли это соревнование, утвердившись как творческие личности международного масштаба. Магдебургский фестиваль позволяет говорить об «украинском феномене» и о беспрецедентном вхождении украинского искусства в международный контекст.