С 24 апреля по 4 мая по инициативе Киевского музыкального училища им.Р.М.Глиэра, два года тому назад отметившего свое 125-летие, в нашей столице впервые проводится Международный конкурс юных пианистов, посвященный 90-летнему юбилею и памяти великого мастера фортепианной игры ХХ века Владимира Горовица.
Вам известно, что великий маэстро, который даже в отечественной музыкальной энциклопедии обозначен как американский пианист, явился на свет в Киеве в 1903 году (а не в Бердичеве в 1904, как ошибочно указано во многих справочниках)? Эти факты подтверждаются обнаруженным в Киевском городском архиве два года назад свидетельством о рождении Владимира Горовица. И жил он в нашем городе по улице Тарасовской, 3, на третьем этаже... Между прочим, на
4-м этаже этого же дома жил и Григорий Беклемышев, талантливый ученик великого Бузони, выдающийся пианист-исполнитель, педагог, профессор Киевской консерватории, один из создателей украинской фортепианной школы.
А в 1913 году 8 января отцом 9-летнего Владимира Самуилом Иоахимовичем Горовицем было подано прошение о зачислении сына в ученики музыкального училища по классу фортепиано В.Пухальского.
Это было началом будущего великого музыканта.
А вам известно, что, покинув Киев в 1921 году, он впервые появился на концертных площадках Петрограда и Москвы и играл в полупустых залах? Однако музыкальная критика была единодушна в оценке и объявила молодого исполнителя «восходящей звездой на пианистическом горизонте».
В 1925 году молодой музыкант отправляется «покорять Европу» и снова играет в полупустых залах. Но это только поначалу. Раз побывав на его концертах, избалованная европейская публика моментально поняла, что почем, и валом повалила на последующие. А в Гамбурге произошел случай из ряда музыкальных легенд. Необходимо было срочно заменить заболевшего солиста в Первом концерте для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. Ни о какой репетиции не могло быть и речи: Горовиц должен был выступать с оркестром немедленно. Желая поддержать никому не известного юношу, опытнейший дирижер Э.Пабст сказал ему перед тем как встал за пульт: «Следите за моей палочкой и ничего страшного не случится»... А после концерта ошеломленная и восторженная публика за полтора часа раскупила билеты на его сольное выступление.
Французский журнал «Ревю музыкаль» писал после его дебюта в Париже: «Порой все же является артист, обладающий гением интерпретации, — Лист, Рубинштейн, Падеревский, Крейслер, Касальс, Корто... Владимир Горовиц принадлежит к этой когорте артистов-королей»... А королю, чье имя было причислено к величайшему ряду, чуть больше двадцати... Европа была покорена.
Америка, где в 1928 году дебютировал В.Горовиц, устроила «варвару из России», по свидетельству газеты «Таймс», «самую бурную встречу, на которую может рассчитывать пианист».
В творческой жизни артиста было несколько периодов. Иногда он уходил от концертной деятельности и замолкал надолго, казалось, навсегда. Недаром публика знала его как «гения с причудами»! В 1953 году, например, после юбилейного концерта в «Карнеги-холл» он покинул эстраду на 12 лет! А когда вернулся, то, по словам Г.Шонберга, «выглядел точно так же, как при своем последнем появлении здесь 12 лет назад... Для многих молодых людей в публике это было почти так, как если бы играли Лист или Рахманинов».
А вот оценка Алана Рича, рецензента газеты «Нью-Йорк геральд трибюн», слушавшего тогда пианиста: «Время не остановилось для Горовица за те двенадцать лет, что прошли со дня его последнего выступления. Ослепительный блеск его техники, неправдоподобная сила и интенсивность исполнения, фантазия и красочная палитра — все это сохранилось нетронутым. Но вместе с тем в его игре появилось... новое измерение. Теперь в «Карнеги-холл» выступил более глубокий интерпретатор, и новое измерение в его игре может быть названо музыкальной зрелостью»...
В 1986 году — наконец-то! — мы могли услышать живое исполнение Владимира Горовица. И только благодаря ему самому, великому Мастеру, приехавшему с концертами на Родину, которую он покинул, казалось, навсегда, в 1925 году. Воспоминания об его игре навсегда остались в памяти тех, кому посчастливилось тогда его слышать. Воспоминания остались и у тысяч людей, поклонников его незабываемого таланта, которые не смогли попасть в Большой зал Московской консерватории, но стояли под ее стенами с благоговейным чувством сопричастности с Великим и Вечным...
Как жаль, что выступив с огромным успехом в Москве и Ленинграде, где когда-то, более шестидесяти лет назад, ему приходилось играть при полупустых залах (кому в те смутные времена гражданской войны и разрухи нужна была музыка!), он не смог приехать в свой цветущий и помнящий его Киев! Может быть, этому помешал более чем преклонный (восемьдесят два!) возраст, а может быть, Чернобыль...
Но этой весной мы встречаемся с ним вновь, именно здесь, в Киеве, который снова расцвел в апреле, вопреки тяжелым временам! Мы встречаемся с Владимиром Горовицем на Международном конкурсе юных пианистов, посвященном его памяти и ставшей возможным благодаря тому, что в Украине сохраняется благодарная память к человеку, родившемуся, выросшему и ставшему великим музыкантом на ее земле.