Свою давнюю мечту - продирижировать исполнением оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» осуществил Мстислав Ростропович. Опера, поставленная в первой редакции в Ленинграде более шести десятилетий назад, только что прозвучала в концертном зале филармонии имени Шостаковича.
«Я полон эмоций от соприкосновения с этим гениальным сочинением. Это удивительная опера - в ней и молодость, невероятный темперамент, и огромная нежность, любовь к женщине. Для меня, если хотите, эта опера и ее исполнение - итог и смысл моей жизни», - сказал Мстислав Ростропович накануне премьеры.
По его мнению, в партитуре сочинения есть вещи, которые полностью, до конца - неосуществимы. Однако, считает маэстро, лет через 20 эта опера будет самой популярной в мире.
Галина Вишневская вместе со своим супругом участвовала в подготовке концертного исполнения. В партии Катерины она представила публике свою ученицу - Нину Павловскую, датчанку русского происхождения. В постановке также участвовали оперные солисты из Петербурга и Москвы, заслуженный коллектив России Академический оркестр филармонии, хор телевидения и радио Петербурга, театрально-концертный хор «Антифон».
В середине ноября «леди Макбет Мценского уезда» дважды прозвучит на сцене Большого зала Московской консерватории.
Свой первый международный триумф опера пережила еще в довоенные годы на сценах Нью-Йорка, Буэнос-Айреса, Стокгольма, Братиславы. Однако ее шествие по континентам остановила статья «сумбур вместо музыки», появившаяся в «Правде» в 1936 году. Партийная критика осудила произведение за «сексуальный натурализм» и «нарочито нестройный сумбурный поток звуков». В 1963 году состоялась официальная премьера второй редакции оперы под названием «Катерина Измайлова». Однако при экранизации произведения на «Ленфильме» для исполнительницы главной партии Галины Вишневской композитор собственноручно вписал в клавир фразы из первой редакции.