Недавно в Киев наведалась культовая готическая группа Lacrimosa. Мы с коллегами специально оделись «как надо» и поехали в ДК НАУ. По дороге несколько человек крикнули «Демоны! Демоны!» Еще несколько просто спросили, зачем мы так вырядились, а один дядечка, оставив жену с дочкой, подбежал и спросил: «Ну, как вы называетесь? Я забыл, забыл. Как-то на «х» или «г»… Готы?.. О! » Вот такую реакцию может вызвать у прохожих гот в полном снаряжении.
Обреченные на одиночество
Они пугают пенсионеров и удивляют маленьких детей. Они носят черную одежду и гуляют по старым кладбищам, восхищаясь изысканной архитектурой. Они могут быть похожими на ангелов, демонов, привидения, вампиров, трупы, но только не на обычных людей. Они не потенциальные клиенты психиатрических клиник и не актеры, забывшие переодеться. Они называют себя «готами».
***
Одиночество — это одна из тех вещей, к которой каждый всегда стремится и вместе с тем больше всего боится. Так же, как и свободы.
Обреченность — это очень специфическое состояние, когда можно устроить себе праздник: позволить чувствовать себя слабым перед жестоким обличьем на самом деле доброго мира и сильным, проявляя равнодушие, а в действительности принимая как дар и урок каждое страдание.
Мистика — это непознанное. Как и тьма, которой на самом деле никто не боится. Просто неизвестное вроде бы пугает, но чем опаснее оно кажется, тем больше мы стремимся погрузиться в него. И боимся не собственно неизвестного, а своей неспособности дойти до его бездонной сути. Поэтому иногда приятно бывает хотя бы домыслить части невиданной картины, представить, будто мы уже там. Где? А кто его знает...
Об этом говорит и поет готика.
***
Сегодня на улицах разных городов мира можно увидеть одетых в черное людей, похожих на пришельцев из средневековья. Кто они, почему у них такой вид и чем они отличаются от других людей и друг от друга?
Первый толчок к образованию готической субкультуры произошел в Англии в 70-х годах. Тогда возник постпанк, музыкальное декадентское течение, сформировавшееся на основе панка. Первыми группами, игравшими в этом стиле, были Siouxsie & the Banshees, Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death Cult, Specimen и другие. Звучание такой музыки, по сравнению с панком, стало более депрессивным, а имидж исполнителей начал очень отличаться от имиджа классических панков. Постпанки одевались в черную одежду, наносили на лицо белый грим, а глаза и губы красили черным. Красили в черный цвет и свои ирокезы.
Этот стиль сразу же быстро распространился. Но к концу 80-x годов интерес к нему резко упал. Тогда же пошла новая волна готики: The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti. Тогда же появились первые люди, которые сами называли себя готами, интересовались готическим стилем в искусстве, тогда же сформировались основные принципы готического мировосприятия и признаки собственно субкультуры. 80-е годы дали миру такие группы, как The Sisters of Mercy, Bauhaus, Fields of The Nephilim, The Cure. Именно в их текстах все чаще звучали жуткие и философские нотки. Поэтому термин «готика» для характеристики их стиля уже вполне мотивированный. Тогда же появился готик-рок, полностью самостоятельный жанр. До середины 90-х готика активно формировалась, определились культовые писатели и музыканты, культовые фильмы и актеры.
С середины 90-х субкультура вышла на новый уровень. У нее появилась собственная изолированная инфраструктура: готические компании звукозаписи, специализированные магазины, клубы, радио, журналы, сайты. Наиболее активно развивалась готическая сцена в Германии, Америке и Англии. Сами же готы разделились на несколько видов, в зависимости от музыкальных вкусов. В связи с этим появились и новые готические стили: дарк-вейв, этериал, дарк-фольк и другие. Чрезвычайно популярными стали стили готик-индастриал и индастриал. Вошел в моду и готик-метал, хотя такие группы, как My Dying Bride и Typ’o’Negative, создавали песни этого стиля намного раньше.
В этот период стали регулярными самые большие готические фестивали: Wave Gotik Treffen в Германии, Whitby Gothic Weekend в Англии, Convergence в США. Туда съезжаются готы из разных стран.
Тексты готики — печальные, депрессивные и задумчивые. Готы поют о несчастной любви, о разочаровании в смерти, о любви и ненависти, о жестокости и слезах, об обреченности, красоте ночи, вечера, о сумерках, танцах теней и шепоте темной воды в таинственных озерах... Хотя, конечно же, не только об этом.
Остается сказать еще о кино. Культовыми фильмами для готов являются «Ворон» (с Брэндоном Ли; сериал с Дакаскасом считается «позерским» и «нетрушным»), «Голод», «Интервью с вампиром», «Королева проклятых», «Семья Адамс», а также работы культового готического режиссера, фана The Cure Тима Бертона: мультфильмы «Ужас перед Рождеством» (The Nightmare Before Chrismas), «Труп невесты», «Эдвард Руки-ножницы», мюзикл «Суинни Тод»; а также популярные среди готов различные экранизации «Дракулы» (особенно с Бела Лугоши, 1931 года).
Мупи-готы и перки-готы
Готическая эстетика объединяет массу разнообразных по стилю вещей: кружева, черный бархат, кожу, латекс, винил, цепи, железные колючки на браслетах, ошейники, массивные и не очень украшения, корсеты, тяжелые ботинки (обычно марок Steel, Camelot, Busta Greep и тому подобное), тонкие железные каблуки, стриптизерские босоножки и туфли, черные сетки и много-много разных аксессуаров: сумочек и рюкзаков в виде гробов, украшений в виде различных типов крестов (самые распространенные — кельтский, и христианский без косой черточки, очень редко попадаются кресты Святого Павла), орнаменты из костей, черепов, потоков крови на одежде, кожаные обрезанные и кружевные перчатки и т.п.
Любимым украшением готов является серебряный анк на цепочке. Это египетский символ вечной жизни. Почему именно он?
Дело в том, что в одном из культовых готических фильмов «Голод» главные герои (в ролях Дэвид Боуи и Катрин Денев), современные вампиры пили кровь, не кусая жертв, а делая на их телах ранки ножичками в форме анков. Оттуда и пошла история главного символа готики. Кстати, саундтрек к этому фильму написали участники группы Bauhaus. Другой символ — философская голова, — изобретена группой The Sisters of Mercy, он изображает голову человека, вписанную в пентаграмму. Это намек на то, что готика — не просто симпатия к жанру ужасов, любовь к мистике, а еще и особое содержание; поиски смысла жизни, ответов на извечные вопросы и т.п. В принципе, в текстах The Sisters of Mercy много интересных мыслей и настоящей качественной поэзии, наполненной серьезным философским содержанием. Несмотря на красивое объяснение, лично я еще ни разу не видела гота, который бы носил на себе символ философской головы. Как не крути, анк — это самый популярный международный символ готики.
Внешний вид гота зависит от его музыкальных вкусов и от того, каким готическим стилям от отдает предпочтение. По-моему, делить готов на виды и подвиды — смешно и не нужно, но классификация все же существует, и многие готы ее используют. Следовательно, существует две основные категории: мупи-готы (готы «старой школы», депрессивные, одинокие, замкнутые, и не для показухи, а вроде бы на самом деле) и перки-готы (для них главное — это имидж, замкнутость и депрессии их не беспокоят). А вот видов готов — хоть пруд пруди! Здесь и панк-готы (внешне панки — а внутри готы; ну, так они говорят), и антикварные готы (мой любимый вид: одеваются в стиле определенной исторической «моды»: Ренессанса, Романтизма и т. п. ),
кибер-готы (попытка соединить во внешнем виде трансформера-тусовщика и обычного гота; иногда носят на себе куски внутренностей компьютера, но такое я видела только дважды), готы-вампиры (наиболее распространены в Америке; убеждены, что они вампиры, или же придуриваются, потому что быть просто готом им уже не прикольно), фетиш-готы (любители готической эротики; одежда соответствующая — имидж адских, на все готовых красавиц в виниле или латексе; и хорошо, если они весят до 60—70 кг, потому что когда больше, то романтическая готика уже переходит в жанр чистого триллера или хорора), вестерн-готы (фаны группы Fields of the Nephilim, которые и породили этот стиль, похожий на ковбоев — шляпы, джинсы, ковбойские ботинки и т.п.), корпоративные готы (в черных деловых костюмах: работа не позволяет одеваться иначе). И это далеко не все их виды.
Еще одним феноменом готики является андрогинная внешность. Не могу с уверенностью сказать, откуда она появилась и кто именно такое придумал, но нередко парни-готы с длинными черными волосами, в длинных кожаных юбках, с длинными черными ногтями и в кофтах-сетках бывают похожи на девушек. Особенно, когда еще и губы накрашены. Моему знакомому какой-то дедушка на Петровке как-то крикнул вслед: «Фу, бесстыжая! Хотя бы лифчик одела!» Сами готы, между прочим, никогда не прочь посмеяться над собственным имиджем.
Доходит иногда даже до того, что человек не может с уверенностью определить свой пол, но это уже клиника, и не готика виновна в такой трагедии, а природная склонность таких лиц к психическим заболеваниям.
Франко, Дереш – наши готы?
Несмотря на то что зародилась готическая субкультура в Англии, развивалась в Англии, Германии и Америке, — Украину она не обошла. Сегодня у нас своя, хотя, возможно, и несформировавшаяся, готическая сцена и множество ее приверженцев, масса специализированных сайтов и есть даже готические журналы (например Goth). Кроме того, уже три года подряд проходит Всеукраинский готический фестиваль «Дети Ночи», а также периодически, по нескольку раз в году, устраиваются готические вечеринки в разных городах Украины.
Больше всего у нас, к сожалению, того, что называется готические диджеи. Большинство из них просто ставят на вечеринках песни зарубежных готических групп, даже не обработанные электронно, хотя есть и такие, которые создают свою музыку, но их очень мало. Диджейство — сугубо коммерческое явление, особого эстетизма, депрессии и романтики не несущее. Такие вечеринки устраиваются даже не для готов, а для тех, кто любит готический имидж и, чтобы не ходить, как все, на обычную дискотеку, ходит на готик-пати.
Серьезные готические группы в Украине представлены нешироко. По крайней мере, из известных можно назвать «Кому Вниз» (дарк-фольк; последний альбом — индастриал), Malinconia (готик-дум), Grim Faith (готик-дума-метал), Crazy Juliet (готик-индастриал), Inferno (готика-метал), The Legacy (прогрессив-готик-метал), «Вінки» (дарк-фольк). На самом деле групп, играющих готику, как минимум, втрое больше. Просто они только начинают раскручиваться. В Украине это сделать трудно. Думаю, лет через пять этот список станет намного шире.
У нас можно встретить готов практически всех видов. Правда, больше всего у нас антикварных готов.
Что же касается литературы, то в 2004 году Владимир Винничук упорядочил сборник произведений «Українська готика ХІХ століття». В книгу вошли произведения украинских писателей ХІХ века. Среди них даже произведение Ивана Франко «Терен у нозі». Остальные писатели сегодня мало известны. Из современников что-то готикоподобное пишет Любко Дереш, но о качестве его произведений еще можно спорить...
Кстати, об Иване Франко. Никто, конечно же, и не пытается окрестить его готом, но, кроме «Терну у нозі», он оказал услугу готике еще и тем, что написал интересное этнографическое исследование о сожжении упырей в родном селе Нагуевичах. Рекомендую прочитать всем, не только готам.
Хочу отметить, что именно наша славянская родина внесла в готическую субкультуру, и вообще в готику как художественный стиль, одну очень важную деталь — поверье о вампирах и оборотнях. Не верите? А зря. Я сама была страшно удивлена, когда, изучая историю оккультизма, нашла данные о том, что элементы карпатских поверий проникли в Европу и очень ее заинтересовали. И действительно, граф Дракула не в Англии, и не во Франции жил. А упыри — это сугубо украинские, славянские, мифологические персонажи. Следовательно, распространение готики на наших землях — явление вполне оправданное и естественное.
Так, к сожалению, произошло, что наш народ, ошеломленный советскими стереотипами, до сих пор враждебно воспринимает проявления индивидуализма. До сих пор готов ассоциируют с сатанистами, наркоманами, черными магами, ведьмами... Хотя в последних нет ничего плохого, и такие мысли могут быть разве что комплиментами, но это уже тема другой статьи...
В течение нескольких последних лет вышло немало публикаций о готах в периодической печати, попадались телесюжеты, хотя информация и у тех, и у других была процентов на 80 искажена. Но главное здесь — заинтересованность СМИ, а, соответственно, и общества тем, что происходит с неформальной жизнью страны. Думаю, сейчас Украина переживает тот сложный и знаковый период, когда неформат становится неотъемлемой и всеми признанной частью общей культуры. Готика — одна из самых крупных субкультур с богатой и интересной, уже более чем 20-летней историей. В Украине сейчас тысячи готов — людей, которые хотя и восхищаются темной стороной жизни и нежизни, но видят в ней не ужас и жестокость, а красоту, романтику таинственности.
В середине XVIII в. Вальтер Скотт писал: «Готический орден в архитектуре приобретает сейчас повсеместное распространение и воцарился так безраздельно…»
Переход к готике в живописи наступил около 1200 года в Англии, в 1220-м — в Германии и позже в Италии — около 1300-го. Во второй половине XVIII в. увидела свет первая готическая повесть — «Замок Отранто». Ее автор — Гораций (или Хорас) Уолполл — был большим почитателем готического стиля. Его дом мог бы стать музеем готики: там были турели, башни, галереи, различные переходы, лепные карнизы, панели с резьбой и витражи, а также масса гербов, перекрещенных копий и разнообразных рыцарских доспехов.
XVIII в. — эпоха рыцарских и семейных романов. Мистика тогда считалась низким жанром, и из-за этого каждое произведение с намеком на нее заканчивалось полным развенчанием тайны. Гораций Уолполл первым осмелился оставить живым и настоящим привидение-рыцаря, так и не раскрыв его тайны. Хотя первое издание произведения содержало предисловие, в котором сам Уолполл приписал авторство неизвестному лицу, жившему будто бы в XI—XII вв., а это произведение, напечатанное в 1529 г., было случайно найдено в библиотеке неизвестной католической семьи непонятного происхождения. И читатели поверили. Зато предисловие ко второму изданию является признанием автора и объяснением, почему он не раскрыл своего имени, опасаясь быть высмеянным, и почему повесть имеет право на существование.
Так появилось первое готическое произведение...