UA / RU
Поддержать ZN.ua

Любовь к трем апельсинам. Людмила Янукович высоко оценила Сергея Прокофьева

«А-а-а, Прокофьев?.. Это тот, который с Вадиком танцует?» — реальный ответ вполне реального официального лица на вопрос относительно нынешних юбилейных торжеств, посвященных знаменитому композитору.

Автор: Евгений Шибалов

«А-а-а, Прокофьев?.. Это тот, который с Вадиком танцует?» - реальный ответ вполне реального официального лица на вопрос относительно нынешних юбилейных торжеств, посвященных знаменитому композитору. Как известно, в нынешнем году в Донецкой области шумно отмечают 120-летие со дня рождения Сергея Прокофьева (создателя знаменитых музыкальных шедевров «Ромео и Джульетта», «Любовь к трем апельсинам», «Золушка», «Война и мир», многих других). И СМИ порой интересуются привязанностью донецких власть имущих к творческому наследию композитора.

Организовывать всенародное празднование юбилеев, успешно осваивать выделенные на то бюджетные средства и всемерно гордиться великими земляками, о творчестве которых сами «организаторы» понятия не имеют, - ну да, это у нас умеют. Осуждать не читая. Восторгаться не видя. Заявлять о причастности к непонятному, но модному и раскрученному. «Мы были. А вы были? - И мы были!» И неважно - где.

Бедняга «Вадик» (полагаю, все поняли, что речь, скорее всего, идет о г-не Писареве) мог бы многое порассказать… Взвалив на себя неблагодарную миссию культуртрегера, Вадим… пережил немало курьезов и трагедий… В донецкий фольклор даже вошла история об безымянном «реальном пацане», который в бурные 90-е побывал на балете с участием блистательного танцора Писарева. И когда посреди спектакля у героя этой «былины» зазвонила «чисто пацанская мобила», он взял трубку и демонстративно громко ответил: «Колян? Я ща не могу говорить! Я тут в театре Вадика слушаю!»

Но сейчас не о Писареве. Сейчас - о Прокофьеве.

Наблюдая помпезный размах юбилейных торжеств, поинтересовался у некоторых первых лиц региона, которых удавалось повстречать: «Какие же произведения Прокофьева лично вы когда-нибудь слышали? И какие из них вам особенно нравятся?»

Не буду приводить фамилии тех, кто ответить не смог. Список этот удручающе длинен.

Расстановку приоритетов тех, кто клянется в почтении к «великому земляку» и тянет Сергея Сергеевича в памятники и «бренды», можно было наблюдать воочию. Намедни в Донецкой области одновременно происходили два крупных события.

В селе Красное, на родине Прокофьева, прошла «музыкальная резиденция» - экскурсия по родным местам композитора, завершившаяся роскошным вечерним концертом на открытом воздухе. Ольга Сумская концерт вела, оркестр донецкой филармонии для всех играл. Радовали своим искусством певцы и музыканты из «Мариинки» и Большого театра.

В это же время на «Донбасс Арене» еще один «бренд» - ФК «Шахтер» вымучивал голевую ничью с «Днепром» и получал чемпионские медали, судьба которых от результатов игры не зависела. А потом пели Шатунов и «Виагра», лилось шампанское рекою, полуобнаженные мадемуазели плясали, а народ радовался. Перефразируя Высоцкого, гуляли, в общем, «от рубля и выше».

Было страшно интересно: какое же из этих мероприятий почтят своим присутствием первые лица? Вопрос не пустячный. Сам факт присутствия - это и незримая поддержка, и демонстрация вектора государственной идеологии. Много других «сигналов».

Власти предержащие почему-то с народом по-человечески говорить не могут, только посредством «сигналов» и общаются…

За списком тех, кто предпочел «Донбасс Арену» - в светскую хронику.

А вот в селе Красном «в гостях у Прокофьева» побывали лишь две VIP-персоны - первая леди Людмила Александровна Янукович и губернатор области Анатолий Близнюк. Второй, правда, нашел компромисс. На футболе побывал, засвидетельствовав свое почтение тамошнему обществу, потом прыгнул в «мерседес» и умчался на концерт классической музыки.

Первая леди на вопрос относительно музыкальных пристрастий в связи с Прокофьевым ответила достаточно уверенно. Своим любимым произведением она назвала его балет «Ромео и Джульетта».

«Вообще, для меня музыка Прокофьева - это не та музыка, которую можно просто слушать, внимать ей расслабленно, - говорит Людмила Янукович. - Прокофьев заставляет собраться, мобилизоваться, он держит в напряжении».

Тем временем губернатор прослушал «Скифскую сюиту», «Пушкинский вальс» и много других замечательных произведений, исполненных на родине Прокофьева. И с неким радостным удивлением открывал для себя классическую музыку в современном «виде»: с плазменными экранами, мощными прожекторами, яркой Роксоланой…

«Мы даже не ожидали, что наш дедушка столь популярен у себя на родине. У нас, в Англии, многие узнают музыку, но не знают автора», - растроганно делились чувствами внучки Прокофьева, Беатрис и Корделия, приехавшие из Туманного Альбиона по приглашению организаторов музыкальной резиденции.

Соединив «старое» и «новое», сленг шоу-бизнеса и язык искусства, на всех углах Донетчины говорят, что Прокофьев - «один из самых исполняемых композиторов в мире» и быть ему теперь «брендом Донбасса»!

Прокофьев - не бренд. Он - композитор. Его не надо вешать на плакатах ради пиара и слепо «обожать», отбивая поклоны под прицелом камер. Его надо слушать. Или хотя бы попытаться понять.

Лубочным поклонением он пресытился еще при жизни. Лауреат шести Сталинских премий, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, народный артист РСФСР, тем не менее дни свои закончил в московской коммуналке…

Донецкий аэропорт после реконструкции планируют назвать «именем Прокофьева». Когда об этом впервые было объявлено, автор этих строк поинтересовался у чиновников местной администрации: а музыка Сергея Сергеевича в терминале тоже будет звучать? «Да нет. Зачем же?»

И действительно, зачем? Ведь Прокофьев - это не тот, который с «Вадиком танцует»... И не тот, которого возводят на пьедесталы, вокруг которого заводят подобострастные хороводы. Он - другой. Тот, которого надо слушать и слышать.