UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ»

срочно требует доказательств На территории крымчакского кладбища в Белогорске, насчитывающего пять веков, стоят двух- и трехэтажные дома...

Автор: Лариса Кондратенко

срочно требует доказательств

На территории крымчакского кладбища в Белогорске, насчитывающего пять веков, стоят двух- и трехэтажные дома. Один из потомков древнего народа, принимавший незадолго до этого участие в раскопках старинных захоронений, плакал, как ребенок, глядя, как бульдозер резво гребет в отвалы белеющие в земле кости. Как должны чувствовать себя люди, живущие на могилах? В ответ на этот вопрос один из «строителей» сказал: «Да я на могиле матери дом построю, если надо будет».

Этот рассказ я услышала в Государственном комитете по охране и использованию памятников истории и культуры при правительстве Автономной Республики Крым.

Единственное в Крыму, а стало быть, и на всем белом свете (потому что крымчаков больше нет нигде) крымчакское кладбище исчезло с лица земли. Один за другим исчезают с древней крымской земли немые свидетели всех времен и народов. В Сакском районе, например, в разной степени распаханы или разрушены 332 (!) кургана. Спаслись только те из них, которые стоят на пастбищах, и те, рядом с которыми стоят знаки геодезических служб.

Почему? Конечно, низок уровень общей культуры. Что и понятно: если нет уважения к человеческой жизни на государственном уровне, откуда взяться «любви к отеческим гробам»? Но есть и причины совершенно конкретные, рожденные неразберихой в законодательстве. Кто хозяин памятников истории и культуры? На потемневших от времени досках, прикрепленных к развалинам, мы прочитываем: «Охраняется государством». Кто же олицетворяет собой это «государство»? Общество охраны памятников занималось исключительно памятниками ВОВ; Министерству культуры хватало своих кровных объектов - библиотек да домов культуры; архитектурное ведомство, что естественно, было занято градостроительством. Исторические памятники оказались бесхозными, документация на них в результате бесчисленных социальных пертурбаций была просто утрачена. Ни паспортов, ни охранных обязательств. В результате председатели колхозов и директора совхозов в последнюю очередь узнают, что на территории их хозяйств находятся памятники истории и культуры.

Комитету по охране памятников приходится прилагать героические усилия, чтобы отстоять какой-нибудь клочок земли, хранящий свидетельства ушедших времен. Героические потому, что этот его интерес, который как раз и есть «государственный», в других, тоже государственных, структурах не вызывает ничего, кроме раздражения. Госкомнац или Верховный Совет могут выделить под строительство участок с курганами, где не побывала еще нога археолога. В конечном итоге тот же Госкомнац вынужден будет по настоянию комитета оплачивать раскопки, хотя отступи он на какие-нибудь 100 метров - и новый дом на эти деньги сможет построить.

Права комитета, его нужды игнорируются всеми. У созданной в 1993 году на основе закона Крыма «Об охране и использовании памятников истории и культуры» структуры были большие планы. В каждом районе предполагалось иметь «око государево», плановая численность - 47 человек - это позволяла. Фактически же оказалось 24 человека, из них на все города и веси всего 8 инспекторов. Естественно, они не в состоянии обеспечить сохранность памятников. И это при том, что размах грабежей подземных сокровищ достиг в 1995 году невиданных размеров, сравнимых, по словам сотрудников комитета, разве что с концом XIX века. Ни одно обращение в органы внутренних дел в течение всего минувшего года не встретило действенной реакции. Звучало традиционное: «Денег нет, людей нет». Денег и комитету едва хватало на то, чтобы «докопать», спасти от окончательного разграбления какой-нибудь могильник. Стоит ли удивляться тому, что о цене найденных в крымской земле сокровищ сотрудники комитета узнавали зачастую из каталогов зарубежных аукционов. По словам одного должностного лица, за пределы Украины из Крыма вывезено ценностей на сумму от 30 до 60 миллионов долларов. Не потому ли грабители прекрасно оснащены современной поисковой аппаратурой, имеют необходимую технику, транспорт и даже оружие? А путеводителем по полуострову им служит прекрасная археологическая литература, исчезающая с книжных прилавков, как замечено, мгновенно, несмотря на дороговизну.

Памятниками истории и культуры, считают сотрудники комитета, должен заниматься единый орган, как это и предусмотрено проектом закона Украины. Скорей бы только приняли его! Пусть архитектурное ведомство своими делами занимается, Министерство культуры - своими. Ведь Украина - единственное государство, где памятники истории и культуры разделены между этими ведомствами, будто архитектура - это не составная часть культуры. В Соединенных Штатах охраной памятников занимается министерство внутренних дел - идеальный вариант! Охранять так охранять.

Интересно, что наши предшественники в самых экстремальных условиях стремились сохранить народное достояние. В далеком 1918 году директор Херсонесского музея Моисеев готовит положение о главной дирекции музеев раскопок и охраны памятников искусств и старины в Тавриде и подает его в правительство. И правительство Сулькевича, которому остается существовать несколько дней, выставляет вооруженную охрану, чтобы предотвратить расхищение предметов древности в Евпатории.

Серьезно поставлена работа по охране памятников в России, даже в разрушенной блокадой Армении. И только у нас будто и дела нет никому ни до истории, ни до культуры. Недавно крымские «хранители древностей» выпустили под грифом ДСП (для служебного пользования) государственный реестр памятников, зарегистрированных в Крыму на 1 января 1995 года. Их - около 10 тысяч. Начало инвентаризации памятников Украины положено. Слово - за Верховным Советом и Президентом.