UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЬВОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Музыкальный ветер с Западной Украины доносил фразы из опер Дж.Пуччини и Ю.Мейтуса, аккорды из балетов П.Чайковского и А.Петрова и особенно отчетливо прослушивались фрагменты из вердиевского «Набукко»...

Автор: Оксана Гармель

Музыкальный ветер с Западной Украины доносил фразы из опер Дж.Пуччини и Ю.Мейтуса, аккорды из балетов П.Чайковского и А.Петрова и особенно отчетливо прослушивались фрагменты из вердиевского «Набукко». Оперный театр из города львов спешил в столицу...

Торжества в честь столетия Львовского государственного академического театра оперы и балета имени И.Франко начались еще 19 февраля. Юбиляры в течение года принимали на львовской сцене концертные поздравления от всех оперных театров Украины. А 19—20 октября виновники торжества дарили свое искусство слушателям Киева. Директор Львовского оперного театра, заслуженный работник культуры Украины Тадей Эдер обратил внимание на то, что нынешний приезд труппы его театра — это не отчет о деятельности, не обыкновенные гастроли, а праздник. В первый день «праздничного диптиха» на сцене Национальной оперы Украины был представлен львовский вариант постановки оперы Дж.Верди «Набукко» (спектакль был специально подготовлен к юбилею).

А кульминацией торжества, его многозвучным аккордом стал гала-концерт, состоявший из фрагментов опер и балетов, идущих на сцене Львовского театра. «Оперный коллаж» создавался в творческом содружестве художественного руководителя театра, дирижера Мирона Юсиповича и режиссера-постановщика из Италии Джузеппе Вишилии, который в свое время ставил спектакли с Пласидо Доминго в Grand Opera в Париже. Истинным украшением концертного действа стали элементы сценографии Евгения Лысыка, использованные в оформлении сцены. Его работы своим символизмом и глубиной придавали музыке особый космизм. Именно с таким оттенком воспринималась увертюра концерта: визуальным спутником антракта к третьему действию оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера было полотно, изображавшее ребенка со свечой, летящего в бездне Вселенной.

После вступления слушатели были приглашены в мир Оперы. Все представленные фрагменты объединялись тем, что в них воплощались извечные коллизии добра и зла, любви и зависти, долга и чувства. Так, первый круг оперного калейдоскопа представил сцены из произведений итальянских композиторов. В масштабном финале из первого действия оперы «Набукко» выделилась исполнительница партии Абигаиллы — Людмила Савчук. Историческую фреску сменил камерный лирический дуэт из оперы «Богема» Дж. Пуччини, блестяще исполненный народным артистом Украины Романом Витошинским и Марией Хохлогорской. А по следам влюбленной пары следовал демон зла, коварный Яго (монолог из оперы «Отелло» Дж. Верди). Анатолий Липник, заслуженный артист Украины, не только продемонстрировал выразительность голоса, но, войдя в роль, своей актерской игрой «заполнял» пустое пространство сцены (что не всегда можно сказать о других номерах концерта).

Своеобразными антрактами оперного действия воспринимались балетные номера. В «Большом классическом Па» на музыку П.Чайковского солисты балета по очереди демонстрировали свое мастерство. В сцене из балета «Сотворение мира» А.Петрова (который, как и «Набукко», является одной из премьер Львовского театра этого года) внимание привлекла не столько хореография, сколько художественное полотно Е.Лысыка: Мадонна с младенцем, с закрытыми устами, со взглядом, исполненным скорби, наблюдала рождение мира.

Во второй, украинской, части концерта самым выразительным, искренне и драматично исполненным фрагментом был дуэт Анны и Михайла из оперы Ю.Мейтуса «Украденное счастье» (солисты — заслуженная артистка Украины Ольга Гавриш и народный артист Украины Игорь Кушплер). А заключительный «триптих» концерта — монолог Богдана из оперы «Богдан Хмельницкий» К.Данькевича, гопак из балета «Тарас Бульба» В.Соловьева-Седого и сцена с хором «Засвистали, козаченьки» из оперы «Тарас Бульба» Н.Лысенко — выглядел помпезно, масштабно, торжественно, достойно для финала... и вместе с тем — грустно. Грустно потому, что зритель вновь наблюдал механичное выстраивание в шеренги казаков, размахивающих саблями, которое завершалось финальным выносом знамени. Это напрямую резонировало с аналогичным решением данной сцены в постановке Национальной оперы Украины. И было явно ощутимо, что произведения, являющиеся национальным достоянием, призванные жить вечно, неумолимо «цементируются», застывая в однообразных статичных постановках.

Гала-концерт продемонстрировал прекрасные творческие силы Львовской оперы. Хотелось бы пожелать, чтобы театр не только гордился богатыми традициями, но и активнее осваивал музыкальные краски современных опер. Шаги в этом направлении уже делаются: готовится к постановке опера М.Скорика «Моисей» по произведению И.Франко, которая станет последней украинской оперной премьерой тысячелетия.