UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЬВОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ: И КЛАССИКА, И МОДЕРН

Во Львове немало прекрасных музыкальных коллективов — симфонических оркестров (филармонический,...

Автор: Людмила Носарева
Сегодняшний камерный
Мирослав Скорик — творческий руководитель оркестра
Во Львове немало прекрасных музыкальных коллективов — симфонических оркестров (филармонический, оперного театра, музыкальной академии), камерных, струнных, духовых, но Львовский камерный пользуется особой симпатией. Создан он был из студентов, аспирантов Львовской консерватории еще в 1959 году, сразу после того, как во Львове побывал Московский камерный оркестр под руководством Рудольфа Бершая, блистательно исполнивший музыкальные произведения эпохи барокко. Вначале оркестр был небольшим, а возглавила его известная скрипачка и прекрасный педагог, профессор Львовской консерватории Александра Деркач. Тогда же в ансамбль пришел и молодой талантливый скрипач Матиас Вайцнер, ставший вторым руководителем и концертмейстером. Вместе они проработали в коллективе тридцать лет и доказали на практике, что постоянная смена студентов-оркестрантов — важный эффективный метод против заштампованности, рутины, монотонности и схематизма.

В те годы это был первый студенческий камерный оркестр в Украине (киевский появился позже), в котором учебный процесс сочетался с активной концертной деятельностью. Вначале это было как бы хобби студентов-музыкантов (правда, очень нелегкое, ведь репетиции проводились после всех плановых занятий), но вскоре коллектив получил официальный статус и был внесен в учебные планы консерватории.

Александра Филипповна Деркач говорила, что симфоническая, камерная и легкая музыка — это три «кита», на которых держится весь мир музыки. «Кит» камерный — наименьший из них, но он быстро растет, и, кто знает, быть может, именно ему предстоит облагородить легкую музыку и вновь возбудить у слушателя желание к эмоциональным потрясениям музыки симфонической.

В те далекие годы оркестр-«первопроходец» вносил изюминку в музыкальную жизнь Львова. Открыли его для себя многие известнейшие музыканты и солисты. Одними из первых с оркестром выступили Гидон Кремер и Татьяна Гринденко — сегодняшние скрипачи мировой славы. Впервые в бывшем Союзе были исполнены несколько неизвестных произведений Джузеппе Торелли, Йозефа Гайдна, Франца Шуберта, Антонио Вивальди. Гидон Кремер пять раз выступал со Львовским камерным. На сцену вместе с молодыми музыкантами выходили также Игорь Ойстрах, Юрий Башмет, Олег Крыса, Богодар Которович, Владимир Спиваков, Александр Слободяник, Наталья Гутман, Лидия Шутко (к слову, также бывшая участница оркестра), Наталия Дацко, Нина Матвиенко, Этелла Чуприк, Йожеф Эрминь и многие-многие другие. В 70-е годы львовяне поддерживали творческое содружество с киевским, латвийским, литовским, братиславским камерными оркестрами. До сих пор Саулюс Сондецкис, прославленный дирижер Литовского камерного оркестра, очень внимательно и с любовью следит за творческой поступью львовян. На 40-летие оркестра маэстро лично приехал во Львов, чтобы поздравить коллектив.

В 1971 году состоялась первая заграничная поездка — в город Ланьцут (Польша), выступление там принесло международное признание. С тех пор коллектив становился лауреатом и победителем многих украинских, всесоюзных и международных фестивалей и конкурсов: «Контрасты», «Виртуозы», «Киев мюзик-фест», престижного фестиваля в немецком городе Байройте, известного своим знаменитым оперным театром, в котором каждое лето, вот уже в течение 120 лет осуществляются постановки всех опер Рихарда Вагнера (в 1996 году львовский камерный стал обладателем серебряной медали имени Р.Вагнера). Благодаря почетному президенту оркестра, профессору музыки из Гамбурга, прекрасному музыканту, бывшему львовянину Михаилу Стрихаржу молодые музыканты сегодня могут принимать участие во многих фестивалях музыкального искусства, проходящих в городах Германии, а также Польши. Как признанный профессиональный коллектив их приглашают и в отдельные гастрольные турне.

Вот уже десять лет львовский камерный возглавляют Мирослав Скорик и Артур Микитка. К слову, для первого состава оркестра будущий композитор Мирослав Скорик (тогда еще студент консерватории) делал оркестровки и аранжировки многих классических произведений. Сегодня маэстро — творческий руководитель и дирижер признанного коллектива. Артур Микитка в оркестре тоже со студенческих лет, с 1965 года. Став преподавателем консерватории, так и остался в коллективе, в то время концертмейстерами групп были преподаватели консерватории. На многие годы судьбу с любимым коллективом связали также Владимир Заранский, Харитина Колесса, Юрий Жемчур, Адриан Фединский. А вообще школу камерного в студенческие годы прошли (а это более двухсот человек) практически все заведующие кафедрами академии, многие преподаватели, музыканты профессиональных львовских коллективов.

Собственно, с приходом Скорика начался новый этап в творческой биографии оркестра. «Набив» руку на классике (произведения некоторых композиторов звучали у нас впервые именно в исполнении Львовского камерного оркестра), создав свою собственную исполнительскую манеру и традиции, коллектив начал экспериментировать в сфере оркестровой популярной и джазовой музыки. Значительно расширился репертуар (это музыка от XVI до XX столетия), обогащенный современными произведениями, легкими джазовыми пьесами, мастерски выполненными обработками. Оригинальные и изысканные произведения Дж.Россини и П.Чайковского, И.-С. Баха и В.-А.Моцарта прекрасно дополнялись опусами, специально написанными лучшими украинскими композиторами: Николаем Колессой, Мирославом Скориком, Ольгой Криволап, Александром Козаренко, Виктором Каминским и др. Некоторые из этих произведений становились со временем настоящими «шлягерами», которым именно консерваторский камерный дал путевку в жизнь. Так произошло с «Рапсодией» на темы «Битлз» Мирослава Скорика, экстравагантно-модернистской обработкой (Юрия Ланюка) хрестоматийного хорового произведения «Щедрик» Леонтовича или виртуозного скрипичного вальса «Муки любви» Ф.Крейслера. Сейчас композитор Скорик одаривает музыкантов оркестра блистательными обработками произведений Гершвина, Брубека, Джоплина и др.

Пресса, в том числе и иностранная, с восторгом пишет о студентах-музыкантах из Львова, отмечая «микс» в ярком концертном калейдоскопе серьезной и легкой музыки, очаровывающей прежде всего своей внезапностью, неожиданностью переходов от трагического к легкомысленному. Кажется, что исполнение серьезнейших произведений дается студентам-музыкантам легко, смычки пляшут в их руках, издавая чудесные звуки, а все вместе выливается в блистательную, слаженную и одновременно нежную и трогательную игру. Подкупает то, что оркестр (в отличие от многих других коллективов) всегда играет стоя, он постоянно в движении. Чувствуется колоссальная отдача каждого, необыкновенная эмоциональность и динамика исполнения, оркестровая дисциплина — умение вместе играть и слышать друг друга. В этом году камерный оркестр Львовской музыкальной академии им. Николая Лысенко стал победителем областного конкурса в области культуры «Львовская слава» (проводимого впервые) и обладателем премии им. С.Людкевича (музыкальное искусство), по праву разделив ее с известной пианисткой Лидией Шутко и создателями оперы «Моисей». В других номинациях студенческих коллективов не было.

— В последние годы к нам в академию приходит, как мне кажется, особенно талантливая, внутренне незаангажированная, свободно мыслящая и также свободно чувствующая себя молодежь, — говорит руководитель оркестра и его концертмейстер Артур МИКИТКА. — Оркестр значительно вырос, сейчас в нем играют 22 музыканта. Мы стали больше ездить, больше выступать. Хотя в этом положительном моменте есть и свои минусы: на разучивание произведений (а эту работу приходится практически начинать заново с приходом части новых исполнителей) времени катастрофически не хватает. Тем не менее большинство сложнейших музыкальных произведений исполняется «на все сто», но есть и проходящие вещи, как в учебном плане, которые все равно «играют на руку» молодым исполнителям, оттачивают их школу. Представьте себе, в начале сентября собрался новый состав оркестра, и уже через три-четыре репетиции нам нужно выходить на сцену и быть единым целым. Но не только в этом проявляются наши традиции, а и в том, что с приходом каждой новой творческой личности (пусть это почти ребенок) коллектив обогащается новыми идеями. Говорят, молодежные оркестры, студенческие лучше профессиональных по искренности исполнения, эмоциональности, они не отрабатывают концерты, а живут музыкой. Наши молодые исполнители играют с удовольствием. Благо, сейчас есть беспрепятственный доступ к современному нотному материалу, появились связи с заграницей. Не последнюю роль здесь играют личные контакты с нашими бывшими оркестрантами, живущими сейчас на Западе. Сегодня мы известны и признаны в Европе. Никогда не отказываемся и от выступлений во Львове, будь то оперный театр или открытие выставки. Наша колоссальная удача в том, что оркестром сегодня руководит Мирослав Скорик. Не знаю, понимают ли до конца наши оркестранты, с кем они работают и общаются? Скорик фанатически предан оркестру, и далеко не чувство славы движет им. Он достаточно знаменит и признан в мире. Композитор разрабатывает удивительно интересные и современные музыкальные проекты (джазовая и легкая музыка, «Аргентинское танго», «Испанская музыка» и многие другие). К слову, в 70-е годы во Львове, да и не только, был очень популярен эстрадный ансамбль, руководимый Мирославом Скориком. Выступал коллектив в то время в лучших концертных залах, даже во Дворце съездов в Москве. Специально для нашего оркестра композитор делает оркестровки на фестивали и многое другое. Так что приходится всем нам — и руководителям, и оркестрантам — постоянно быть в работе, в движении, в напряжении.

Ректор Львовской музыкальной академии, народный артист Украины, скрипач Игорь Пилатюк тоже в студенческие годы играл во Львовском молодежном камерном оркестре, а затем сам создал такой же оркестр в Ивано-Франковске. Нередко и сейчас ректор становится за дирижерский пульт и с удовольствием дирижирует молодыми музыкантами.

— Бывает так, что личность или какой-то коллектив создают что-то новое, закладывают традиции, а потом им приходится все это отстаивать, защищать. Публика ничего не прощает. Конечно, наш камерный оркестр может кому-то нравиться, а кому-то и нет, но неоспоримым является тот факт, что именно этот коллектив стал основоположником оркестрово-камерной игры не только в Западной, но и во всей Украине. Он был первопроходцем, определителем стандартов в камерной музыке и поэтому всегда находился в «потоке ветров». Очень много творческих людей, в том числе и музыкантов, стремятся на олимп. И только единицы задумываются над тем, что вознестись туда можно, а вот удержаться удается лишь единицам. Этот коллектив удерживается на олимпе уже четыре десятилетия, хотя, быть может, с моей стороны как ректора ему уделяется меньше внимания, так он твердо стоит на ногах. Это, наверное, не совсем правильно, ведь ежегодно там фактически идет формирование нового состава, и я хорошо понимаю, насколько это сложно. А коллектив живет, творит, развивается, имеет свои постоянные проекты и планы. Трудно представить, но это так, и через пять лет из робкого первокурсника получается профессиональный «обкатанный» музыкант, практически уже готовый работать в любом оркестре. И это — тоже традиция. Даже если из предыдущего состава в камерном останется лишь один человек, он сохранит эти традиции, сохранит формулу занятий, манеру и уровень исполнения, сам дух оркестра. Но существует одна проблема, которую мы никак не можем решить. У нас до сих пор нет своего концертного зала, хотя уже не один год даются обещания. Хорошо еще, что есть взаимопонимание с руководством оперного театра, филармонии — они идут нам навстречу. Очень надеемся на последнюю инстанцию — председателя облгосадминистрации Михаила Гладия, как нам кажется, руководителя с человеческим лицом. Тем более что академия приближается сразу к двум своим юбилеям: 150-летию со времени основания (это было первое профессиональное музыкальное учреждение в Западной Украине) и 100-летию со дня присвоения вузу имени Николая Витальевича Лысенко.

В конце разговора с многолетними воспитателями творческой молодежи я спросила: а не пропадает ли их труд по большому счету напрасно, ведь нередко в последнее время самые талантливые и самые перспективные дети покидают свою родину и выезжают на Запад. И услышала: «К сожалению, так складывается жизнь, но в том, что молодые музыканты выезжают в другие страны, есть и положительные моменты. Во-первых, они имеют возможность туда выехать, раньше об этом и мечтать не приходилось, а во-вторых, через несколько лет большинство из них все равно возвращаются. Там тоже не все так просто. На Западе интересно и полезно поучиться, побыть в той среде, испытать себя. Но там нас не очень-то ждут…»