Согласна, много сказано и не меньше написано о медленном, но уверенном разрушении Львова. Однако недавно во львовском Музее идей эта тема снова резонировала — уже в формате фотовыставки под красноречивым названием «Почему разрушается Львов?» Ее автор инженер Олег Карелин вполне справедливо считает, что причиной разрушения зданий центральной, исторической, части Львова является комплекс проблем, но основная — «не стоящее доброго слова» водоснабжение и водопотребление. Как рассказал «ЗН»
г-н Карелин, по его расчетам, Львов, уже долгие годы получающий воду строго по графику,.. перенасыщен ею. 29 насосных станций ежесуточно подают для города 325 тысяч кубометров воды. При этом львовяне потребляют всего 157 тысяч! То есть половина воды, не доходя до потребителя, через дырявые трубы вытекает и, вымывая землю из-под домов, разрушает их...
В городе уже подтоплены 47 гектаров!
Помочь в этой патовой ситуации, по мнению г-на инженера, могут только уменьшение интенсивности водоснабжения Львова и разработка концепции рационального водопотребления, планомерная замена старых изношенных сетей, как это, по словам Карелина, сделали во Флоренции и Венеции, страдавших от аналогичных проблем.
Чтобы подтвердить или опровергнуть свои соображения, инженер созвал круглый стол. Сразу же отмечу: от обсуждения ситуации, к сожалению, отказались работники водоканала и инженерных служб Львовского городского совета, которые могли бы компетентно разъяснить выводы
г-на Карелина. В обмене мнениями принимали участие директор департамента градостроительства горсовета Андрей Павлив, директор института «Укрзахідпроектреставрація» Владимир Швец, главный специалист института «Містопроект» Виталий Дубина, доцент кафедры конструктивной географии и картографии географического факультета Университета им. И.Франко Петр Волошин, президент благотворительного фонда «Сохранение историко-архитектурного наследия Львова» Андрей Салюк и другие уважаемые лица. Интересно, что пришел (с целым ворохом хозяйственных проблем) также начальник одного из ЖЭКов, расположенного в центре Львова. И все они сошлись во мнении, что вопрос подтопления исторической части города из-за водоснабжения, которое инженер Карелин определил как первостепенный в списке причин разрушения Львова, очень важен, но отнюдь не основной. И вообще, скорее нужно говорить о проблеме водоотвода.
В общем в городе подтоплены 47 гектаров, что составляет около 23,4 процента центральной, исторической, части города (2,08 кв. км). По словам специалистов, в старой части Львова — тотальное замощение улиц, то есть свободных от мостовой (которую в последнее время при перекладке еще и бетонируют) плитки или асфальта территорий почти нет. А это означает, что поверхностный сток (атмосферных осадков), на 90 процентов перехваченный общесплавной канализацией, не доходит до почвы. Соответственно, нарушается температурно-влажностный режим почв, которые становятся недостаточно влажными. Следовательно, то, что выходит из дырявых труб под землю при водоснабжении, о чем сокрушается г-н Карелин, является благом — в частности, для почв центральной части города, культурного слоя, ведь они боятся осушения, в результате которого самоуплотняются. Так же, как и деревянные сваи, — при Австро-Венгрии их использовали при закладке фундамента (если в почве мало воды, сваи гниют). Поэтому дополнительное увлажнение — положительное явление. Но, с другой стороны, масштабные изменения экологической ситуации, когда наблюдается формирование техногенного водоносного горизонта, наносят косвенный вред: происходит засоление строительных конструкций, разрушаются строительные материалы, затапливаются углубленные части сооружений.
Как говорилось на круглом столе «Почему разрушается Львов?», эти проблемы возникли не сегодня — о них специалисты говорят уже около пятидесяти лет. И только десять лет назад, при каденции городского головы Василия Куйбиды, соответствующие городские службы поручили научным сотрудниками ОАО «Геотехнічний інститут» выяснить причины развития разрушительных процессов в центральной части города и разработать мероприятия по стабилизации ситуации. Исследование длилось три года.
Петр Волошин |
— процессы техногенной механической суффозии (вымывания мелких частичек почвы из породного массива), развивающиеся в крайне неоднородных, суффозионно неустойчивых почвах культурного слоя;
— самоуплотнение техногенных и заторфованных почв и оседание земной поверхности;
— техногенное подтопление территории;
— разрушение деревянных конструкций фундаментов.
Поток автотранспорта следует свести к минимуму
Главными техногенными факторами, которые приводят к развитию указанных процессов, являются постоянное (дренаж) или временное строительное снижение уровня грунтовых вод во время проходки туннеля подземного трамвая, неудовлетворительная эксплуатация систем водоотвода (дождеприемных колодцев, водостоков, канализационных коллекторов), большие объемы потерь воды из водопроводов и вибродинамическая нагрузка от различных видов транспорта.
Чтобы снизить инженерный риск, было предложено свести до минимума интенсивность потоков автотранспорта, особенно на участках с низкой устойчивостью геологической среды; провести реконструкцию трамвайных путей по бесшумной технологии; создать в центральной части города пешеходную зону; обеспечить надлежащую эксплуатацию водоносных сетей, особенно водоотвода; запретить любое строительное снижение грунтовых и артезианских вод и земляные работы без согласования с управлением охраны исторической среды; не допускать разработку каких-либо проектов без тщательного изучения геологической среды; создать сеть геолого-гидрогеологического и инженерного мониторинга; осуществлять обязательную комплексную экспертизу всех проектов, касающихся центральной части города; проводить общественные слушания проектов, реализация которых будет существенно влиять на природно-архитектурные комплексы центра Львова.
Тогда же, в 2001-м, отчет отдали заказчику, а также в областное управление охраны исторической среды и управление капитального строительства. Кстати, никто из ученых и практиков, присутствовавших на собрании в Музее идей, даже не знал о существовании этого документа. Поэтому я беседую с г-ном Волошиным.
— Из рекомендаций, предложенных в отчете, какие-то учтены в дальнейшей хозяйственной деятельности?
— Только некоторые. Например, та, что касается прокладывания так называемых бесшумных трамвайных путей (в частности на улицах Франко и Дорошенко). То есть для части территории, которая испытает деформации вместе со зданиями, этот фактор частично учтен. Создана мониторинговая сеть наблюдений за динамикой подземных вод. Также частично учтены наши советы относительно ограничения движения транспорта в центре города — движение запретили только в воскресенье и только на проспекте Свободы. Мы же вообще предлагали центральную часть города закрыть для транспорта (кроме специального) и сделать сплошную пешеходную зону, ведь процессы деформации зданий существенно ускоряет вибрация, вызванная мощным транспортным потоком, а массовые выбросы вредных веществ в атмосферу, кроме того, усугубляют экологические проблемы и одновременно приводят к активному разрушению надземной части зданий и малых архитектурных форм, выполненных из известняка.
Теперь, что касается катастрофического разрушения старой части Львова... По мнению Петра Волошина, беды не будет: плотная периметральная застройка, когда один дом поддерживает другой, тормозит эти процессы: «Если бы дома стояли как современная застройка, многие из них уже упали бы. А они, к счастью, держатся вместе».
Кстати, львовяне среднего и старшего возраста помнят, что до конца 80-х годов в городе о разрушении старых зданий речь не шла. Первым мощным фактором, который спровоцировал массовую деформацию сооружений, было масштабное снижение уровня подземных вод во время сооружения шахты и прокладки туннеля для подземного трамвая.
— А как вообще можно было начинать такие серьезные работы без тщательного обследования, авторитетной экспертизы?
— Исследования проводили. Все данные, которые необходимы для принятия оптимальных проектных решений относительно строительства подземного трамвая, были переданы в проектный институт. Почему не учли эти выводы, не знаю. Когда только начали проходить этот туннель и к нам обратились за материалами специалисты «Укрзахідгеології» (дескать, будут вести мониторинг понижения уровня воды во время откачивания), я пришел в ужас. Зачем наблюдать за тем, что очевидно?! Понижение делать нельзя, поскольку это приведет к масштабным отрицательным последствиям. Но строительство все же начали, и лишь после того, как эти явления стали активно проявляться, проходку прекратили. Кстати, сейчас ни одного метода, который бы позволял без отрицательных последствий прокладывать подземные сети, нет. По крайней мере, в тех геологических условиях, в которых находится центральная часть Львова.
Имеем то, что имеем
— Мы с вами говорили о зданиях только в центральной, старой, части Львова. Сейчас в городе несколько «...строев», которые довольно активно работают и в центре города, и на окраинах...
— Львов в смысле инженерно-геологических условий уникален — здесь развиваются почти все опасные процессы, существующие в природе, кроме криогенных, поскольку мы не находимся в зоне вечной мерзлоты. Более 30 квадратных километров города — закарстованная территория. Это так называемый сульфатный карст, связанный с наличием в почвенной толще водорастворимых пород — гипсов. Поэтому важная роль отводится качественному выполнению допроектных геологических исследований. К сожалению, в переходный период по сути утрачен государственный контроль за их выполнением, что существенно увеличивает инженерный риск. Только некоторые учреждения проводят во Львове исследования в соответствии с действующими государственными нормативными документами. Многие частные фирмы, работающие в сфере инженерных изысканий, не имеют ни опыта, ни надлежащих способов, чтобы выполнять такие исследования в соответствии с существующими требованиями. Ужесточение требований к таким исследованиям продиктовано также введением новых государственных норм относительно сейсмичности, согласно которым Львов отнесен к зоне 6-балльных землетрясений (раньше он относился к 5-балльной). Это означает, что фоновые сейсмические эффекты могут повышаться на один-два балла на участках с сейсмически неустойчивыми почвами, пораженными такими процессами, как карст, сдвиги и тому подобное. Эти проблемы касаются не только Львова, но и Киева, Днепропетровска, Запорожья, Харькова, Одессы и многих других крупных городов. Кстати, в советское время строительству обязательно предшествовал комплекс исследовательских работ. Иначе оно просто не финансировалось. А сейчас кто хочет, тот и финансирует. То есть государственный контроль за таким важным делом, как проектно-изыскательные работы, фактически утрачен. Во-вторых, чем больше деформируется зданий и сооружений, тем больше работы для тех, кто за это отвечает... Таких случаев во Львове много. Это классические примеры не ликвидации причин, а борьбы с последствиями. С другой стороны, пожалуй, не стоит во всех грехах обвинять городскую власть, так как денег таки не хватает, а средства нужны немалые.
Послесловие
По словам Петра Волошина, мнением специалистов зачастую пренебрегают (в чем я имела возможность неоднократно убеждаться), а это рано или поздно дает о себе знать. Ведь без профессионального подхода к решению градостроительных проблем исторической части Львова достичь реальных сдвигов нельзя.