Международный театральный фестиваль «Золотой Лев» в нынешнем году вписался в контекст празднования 750-летия Львова. Это уже восьмой по счету фест. Директор фестиваля, режиссер театра «Воскресіння» Ярослав Федоришин, преодолевая традиционные организационные трудности (прежде всего это, конечно же, финансирование), собрал под фестивальной крышей немало интересных проектов и самобытных художников.
— Господин Федоришин, уже известно, какие спектакли попали в фестивальную афишу, а вот что так и не удалось приобщить к фесту?
— Откровенно говоря, хотелось больше привезти белорусских спектаклей. Несмотря на то, что страна живет закрыто, их театр — безусловный прогресс по сравнению с некоторыми другими государствами. В последнее время ставлю себе вопрос: что лучше для развития театрального искусства — закрытый режим или свобода? Вспомните, как развивалось театральное искусство во времена совдепии... А какой театр имеем при демократической структуре?! Упадок, мало интересных театров. Есть только отдельные интересные спектакли.
— Возможно, это связано с тем, что слишком мало интересной современной драматургии?
— Украинской нет — однозначно, но есть мировая. Чрезвычайно прогрессирует сербская драматургия. Кстати, вспомните: сгорел Белградский драматический театр — построили новый, и это во время войны. Да еще какой! Колоссальный! А здесь не можешь стену подремонтировать — не хватает средств, и вообще такое впечатление, что, кроме театра, это никому и не нужно.
— Что с финансированием «Золотого Льва»? Традиционно это очень проблемный нюанс.
— Вопрос сложный. Не могу сказать, сколько будет стоить фестиваль в целом. Политика Азарова внесла определенные коррективы, поэтому Министерство культуры должно наполовину сокращать мероприятия к декабрю. Мой бухгалтер долго находился в Киеве, я постоянно туда наезжал. Делаем все, что можем... В нынешнем году к нам очень хорошо отнеслось областное управление культуры, дирекция по проведению празднования 750-летия Львова. Они для нас, скорее, не соорганизаторы, а партнеры. И это приятно, когда театр «Воскресіння» задействован во многих проектах. Например, сейчас готовимся к проведению в Ялте «Лесиных дней». Этот фестиваль готовим совместно с Василием Вовкуном и Министерством культуры. Театр «Воскресіння» покажет три спектакля уличного действа. Режим работы чрезвычайно напряженный. Недавно были в Киеве, потом — в Одессе, Вроцлаве и Варшаве (играем «Йова» по Каролю Войтыле). А теперь — «Золотой Лев». Это проекты, спланированные давно. Еще у нас несколько поездок в Кошице и Люблин. Делаем большой проект по поводу гастрольной карты по Восточной Украине. Почему-то так складывается, что постоянно гастролируем за границей — в Польше, Австрии, Германии... А вот дома...
— А почему так?
— Возможно, дает себя знать языковой барьер — мы украинский театр. Нас приглашают за границу, так как театр «Воскресіння» является доступным, наши спектакли многих впечатляют. А на востоке Украины никто не хочет «искушать судьбу», поскольку это связано с сомнениями: пойдет ли зритель, как будут продаваться билеты? Сами мы в последнее время не рисковали, поскольку есть карта приглашений... Что поделаешь — нас финансирует город, а это очень небольшие деньги. Если не будем выезжать, не сможем свести концы с концами. Кстати, мы планировали на август гастроли в Ялте, и в последний момент все отменилось.
— Сколько зрителей вмещает зал «Воскресіння»?
— Сто—сто двадцать. Но не всегда все билеты продаем, поскольку бывают гости. Также не можем ставить высокую цену на билет. Максимум для Львова — 10—15 гривен. Пробовали на премьерные представления поднимать цену до 25—50 гривен. Очень мало людей могут платить такие деньги. А еще должен сказать следующее: есть контингент «новых украинцев», заявляющих, что пойдут на спектакль только тогда, когда билет будет стоить 500 гривен. А мы все-таки работаем преимущественно для молодежи, поскольку у нас поисковые спектакли. Мне вообще кажется, что украинская театральная школа, несмотря на мое очень хорошее отношение к преподавателям, которые там работают, будь то у нас во Львове, в Киеве, Харькове или в Днепропетровске, довольно несовершенна. Андрей Жолдак, Владимир Кучинский, Олег Липин — эти люди заметны в театре. А где остальные? В киевской школе есть несколько хороших имен, это мои единомышленники. У них несколько иной почерк, несколько иное видение театра, базирующееся на слове, на тексте. А театр, по моему мнению, имеет в своей основе прежде всего действие. Однако многое, наверное, идет от того, что нет законов о национальной культуре и нет идеи, каким образом вообще должно все развиваться и финансироваться. За 50 лет ничего не изменилось. А тот закон о театре, который приняли, — вы меня извините... Театр финансируется по штатному расписанию — это вообще неестественно, поскольку не финансируется творчество, нет оценки таланта. Здесь уместно сказать и о статусе национального. Театры, получившие такой статус, существуют более-менее нормально. Остальные же оказались за чертой бедности! Так не должно быть. Тем более что театр всегда оценивался и будет оцениваться только по тому, что он делает сегодня. Это же не фиксируемое на пленку кино. Именно поэтому я и поставил «Вишневый сад» — спектакль о времени, которое невозможно уловить. Я, кстати, имея за плечами пятьдесят лет, абсолютно не чувствую возраста. Мне кажется, все, что происходило 20 или 30 лет назад, было вчера. И я понимаю, что человеческая жизнь — капля воды по сравнению со Вселенной. Сколько в жизни было перипетий, даже страданий. Но все это как будто пролетает, а в памяти остается несколько фрагментов. И все... «Вишневый сад» — пьеса вечная, самая лучшая в мире. Ибо в ней собрано все о том, чего человек хочет, что он может, чего не может, о чем мечтает. Мы работали над ней круглый год, вложили очень большие деньги — и в костюмы, и в декорации, и в сад, который привезли из Китая. Я волновался, поскольку спектакль заказали пять крупных зарубежных фестивалей. Можно много говорить о разных театральных подходах. Мне, например, жаль, что Киев и Министерство культуры Украины не планируют показов (как было прежде), когда театр мог презентовать себя в столице, где есть театральные критики, где, наконец, серьезно можно говорить о театре. Кажется, в последнее время мы работаем в замкнутом круге. Бесспорно, работаем для зрителя. Но мы раскладываем свои карты в зависимости от продюсеров, в зависимости от фестивалей. Нам интересна такая жизнь, так как это финансово поддерживает театр и его видят многие известные люди. Я не знаю, какой театр страны играет за границей по 70—80 спектаклей за год. А мы играем. У нас графики расписаны помесячно. В зимний период мы во Львове. Возможно, для Львова это и маловато. Но мне кажется, что хватает — зритель успевает соскучиться по нам. Теперь хотим поработать над премьерой — впервые в «Воскресінні» будет выпущен фарсовый спектакль «Он, она, окно, покойник» Рея Куни. У нас он, возможно, пойдет под названием «Окно в парламент». Пытаюсь сделать эту пьесу не коммерческо-конъюнктурной, поскольку, на мой взгляд, в ней есть социальная идея о том, как все у нас продается — в политике, в кровати, на улице, где угодно. Хочу, чтобы пьеса осталась комедией, однако имела определенный социальный оттенок.
Из афиши «Золотого Льва»:
Фестиваль составит заметную часть программы празднования Дня города. Вчера театр «Воскресіння» играл на улице премьеру «Вишневого сада» по Чехову. На первое октября запланирован большой карнавал уличных театров, в котором будут участвовать коллективы из Франции, Польши, Чехии, Украины, России, Беларуси. Как и прежде, девиз «Золотого Льва» — «классика глазами эксперимента». В программе заявлены имена Альгирдаса Латенаса (ученик Некрошюса сегодня руководит Молодым театром в Вильнюсе, а в Бресте поставил «Дядю Ваню»), Линаса Зайкаускаса (еще один известный литовец поставил несколько заметных спектаклей в Киеве, а во Львове презентует «Лавину», над которой работал в Курганском драмтеатре), Алексея Лисовца (его «Ромео и Джульетта» в Киевском театре драмы и комедии признана одним из лучших спектаклей минувшего столичного театрального сезона)... Польский «Провизориум» покажет «Транс-Атлантик» В.Гомбровича; минский Современный художественный театр, в котором играют только мужчины, презентует «Двенадцатую ночь» В.Шекспира; театр «Континоу» покажет совместную работу чехов и французов «Слишком много для прикосновения»; также покажут свои спектакли театры «Мета» (Германия), «Пляма» (Польша), «Табор» (Австрия), «АКТ» и «КТО» (Польша), «Кулермеханик» (Франция) и другие. Вообще на фестивале планируется показ трех десятков спектаклей. На «Золотой Лев» приглашены около семисот театральных деятелей.