UA / RU
Поддержать ZN.ua

Львов, десять лет спустя

Могу себе представить, какая атмосфера царила во Львове в те октябрьские дни 1994-го. «Брати Гадюкіни» только что выпустили свой шедевр «Було не любити», оказавшийся для них предпоследним...

Автор: Алексей Радинский
«Океан Эльзы» возвращается во Львов

Могу себе представить, какая атмосфера царила во Львове в те октябрьские дни 1994-го. «Брати Гадюкіни» только что выпустили свой шедевр «Було не любити», оказавшийся для них предпоследним. В то же время для «Мертвого Півня» и «Плачу Єремії» все еще было впереди. Львовский рок находился на гребне волны. Еще довольно остро ощущалась пустота, оставшаяся после отъезда Вики Врадий. Могу лишь предполагать, сколько групп ежедневно появлялось и исчезало бесследно в тогдашнем Львове. Именно в те бурные дни несколько львовских пареньков основали собственную рок-группу и назвали ее «Океан Эльзы». Прошло десять лет. Славный львовский рок 90-х растворился в местных торговых точках или заграничных студиях. «Брати Гадюкіни» остались светлой, но маргинальной легендой. «Мертві півні» ушли из шоу-бизнеса. Тарас Чубай так и остался локальной мегазвездой. Между тем ребята из «Океана Эльзы» затмили всех. В октябре 2004-го они вспомнили о своем десятилетнем юбилее и решили тихо отметить его в своем родном городе. Пригласив на празднование родителей, любимых, ближайших друзей и несколько десятков журналистов.

...С Высокого Замка город кажется призраком. В октябре Львов окутывает удивительная туманная дымка, которая не просто мешает видеть, а открывает взору различные призрачные видения. Святослав Вакарчук предается воспоминаниям о своих юношеских «полуночных полетах с Высокого Замка». Ему вторит Павел Гудимов, пересказывая стандартные, но такие разные истории с их выпускного вечера. Барабанщик Денис Глинин где-то затерялся, а остальные «океаны» мало что могут вспомнить о Львове. Новый басист «ОЭ» харьковчанин Денис Дудко недавно перешел из группы «СхідSide», а клавишник Милан Елич приехал из Сербии и Черногории. Скоро мы услышим первую созданную этим составом песню, а пока всех приглашают в башню телецентра, возвышающуюся на Высоком Замке. В коридорах львовского телевидения сохранилась студия, в которой в 1995 году, опять-таки в октябре, «Океан Эльзы» сыграл свой первый акустический концерт. Произошло это благодаря существованию телеведущего Олеся Старовойта и его программы «Дека», на протяжении нескольких лет исследовавшей недра львовского музыкального андеграунда. И хотя сами «океаны» настаивают, что «андеграундом» никогда не были, поскольку ни разу не проводили репетиций ниже первого-второго этажа, именно с этого концерта, многократно прокрученного львовскими телеканалами, началась их львовская слава. Для того чтобы попасть в мир воспоминаний, нам приходится прервать запись какой-то программы, которой не посчастливилось попасть в историческую телестудию. Олесь Старовойт признается, что сейчас передачу вроде «Деки» выпустить в эфир невозможно, да и тогда это произошло благодаря блаженному скудоумию телевизионного начальства. Теплые воспоминания многолетней давности подкрепляются наглядным артефактом. Кто-то достает из загашника антикварную ценность — кассету «Океан Эльзы Unplugged», первый неофициальный альбом группы. Вакарчук и Гудимов закатывают глаза от приятной неожиданности, но на предложение переиздать запись реагируют весьма вяло, дескать, мы еще живы, время рыться в архивах придет не скоро, а намерения делать деньги на ностальгии нет. Запись легендарной «Деки» сохранилась, однако просмотреть ее не удается. Экскурсия по Львову’94 продолжается.

Презентация обещанной песни проходит, конечно же, в «Дзыге». Песня называется «Дякую», и это задает тон всему разговору. Игорь Пелих, экстренно прилетевший из Киева, чтобы вести презентацию, моментально пошутил над названием, посоветовав написать песню «Прошу». Слово «дякую» Вакарчук произносит настолько часто, что действо начинает напоминать день благодарения. Музыканты благодарят всех — друзей, женщин, продюсеров, Господа Бога, а также тех, кого больше нет с ними. «Дзыгу» посетила даже музыкальный педагог Вакарчука, впрочем, к ее словам о блестящих академических концертах будущей звезды сам Святослав призывает относиться скептически. Наконец звучит «Дякую». Песня с первых аккордов навевает дух шестидесятых. Музыканты этого не скрывают, ведь не только Вакарчук вырос на битлах, и ленноновские рифы всех настраивают на нечто пафосно-ностальгическое. «Дякую тобі за то, що ти завжди зі мною», — поет Вакарчук, но главная интрига песни в другом. Как будет звучать «Океан Эльзы» без Хусточки и Шурова? Спешу успокоить скептиков: неплохо будет звучать. Музыкальная культура новых «океанов», Елича и Дудко, кажется, ничуть не ниже уровня их предшественников. Милан Елич работал аранжировщиком еще на проекте «Тихий Океан Эльзы» и знает, что резко прерывать «океаническую» традицию нельзя. Ради необходимого результата он даже заставил Дениса Дудко временно оставить клавишные и взяться за контрабас. Струнные и духовые инструменты снова создают фирменный баланс между кичем и «академической музыкой». В целом же чувствуется филигранная работа над музыкальным текстом. Музыканты признаются, что песню делали долго. Вакарчук написал ее за 15 минут после июньской пресс-конференции, когда Хусточка и Шуров покинули группу. Потом было несколько месяцев студийной работы. «Я понял, что за десять лет огромной гонки я крайне редко мог сделать паузу и подумать о людях, которые очень много для нас сделали, — рассказывает Вакарчук, — и я просто написал для них песню».

Новая песня «ОЭ» посвящена всем сразу и никому конкретно. И хотя в клипе «Дякую», созданном Виктором Придуваловым на основе рабочего материала предыдущих клипов, подозрительно часто появляется лицо Юрия Хусточки, однозначно трактовать песню нельзя. Последние ее слова («...але з тобою я світу дам нове життя») способны окончательно запутать фанатов группы. «Дякую» скоро выйдет отдельным синглом на диске, который будет распространяться бесплатно по всей Украине. «Это наш подарок всем поклонникам в честь десятилетия», — говорит Вакарчук. Тем временем будет продолжаться работа над новым альбомом.

Из дальнейшего разговора все могли узнать, что музыканты не считают десятилетний стаж на сцене критическим возрастом; что эталоном в рок-музыке для них является Кот Ричардз; что каждый раз, приезжая во Львов, «океаны» наблюдают, как он, по словам Гудимова, «интеллигентно разваливается»; что Вакарчук будет голосовать за Ющенко; что он не склонен переоценивать профессиональный уровень своего коллектива и тому подобное. А обратное путешествие на поезде в Киев запомнится «Укрзалізниці» надолго.