UA / RU
Поддержать ZN.ua

LvіvMozArt ангажировал короля кларнета

В первой декаде августа в западной столице Украины состоялся ІІІ Международный музыкальный фестиваль LvіvMozArt.

Автор: Ольга Кизлова

Нынешний форум проходил 10 дней и включил почти 30 мероприятий с участием известных и молодых академических музыкантов со всего мира.

Удивительный факт: Львов - город, напрямую связанный с именем великого В.А. Моцарта. Точнее, с его потомством. Династия Моцартов-музыкантов начинается от Леопольда - отца гения венской классики, известного скрипача, композитора и педагога ХVIII в., автора весьма уважаемого по сей день пособия по обучению игре на скрипке. Жизнь придворного зальцбургского композитора не связана напрямую с Украиной. Как и жизнь его знаменитого сына. Но внук Леопольда - Франц Ксавер, младший потомок великого Вольфганга Амадея, прожил 30 лет в Лемберге, как и сегодня называют Львов немецкоязычные гости.

Украина - единственная страна в Восточной Европе, имеющая отношение к прославленной семье. Благодаря инициативе дирижера Оксаны Лынив недавно Львов официально включен в культурный маршрут "Европейские тропы Моцарта", который объединяет 11 стран.

В львовском Дворце Потоцких до конца августа проходит выставка "Династия Моцартов: музыка и литература" по случаю 300-летия со дня рождения основателя музыкальной династии - Леопольда.

Воспитанница львовской дирижерской школы Оксана Лынив сделала достойную европейскую карьеру, стояла за пультом ведущих симфонических оркестров и оперных театров Запада. Три года назад она организовала в родном городе мощный международный фестиваль LvivMozArt. Оксана - его арт-директор, главный идеолог и своеобразный перпетуум-мобиле.

Уже 8 августа в Львовской опере в сопровождении симфонического оркестра INSO-Lviv п/у Лынив пели сопрано из ЮАР Пумеза Мацикиза и таиландский тенор Нуттапорн Туммати. В программу вошли произведения оперных романтиков ХІХ в. - Верди, Чайковского, Бизе, Пуччини, Масканьи. Сыграли Увертюру Ре мажор Франца Ксавера Моцарта. Эта программа и исполнители очень привлекательны.

"Зеркало" фото Павел Гриценяк

Мой фестивальный опыт на LvivMozArt стартовал с перформанса "Зеркало", показанного в старом трамвайном депо. На сцене - французский дуэт в составе композитора и пианиста-импровизатора Стефано Олива и цирковой акробатки-балерины Мелиссы фон Вепи в идеальном взаимодействии разыграли короткую, но впечатляющую "воздушную" пластическую драму на сюжет написанного в 1925 г. романа Йозефа Рота "Слепое зеркало". Представление оказалось увлекательным, креативным, музыка - нетрадиционной, свежей, включающей многочисленные кластеры, звуковые пятна, широкие разрывы регистров. Пластическое решение следовало по стопам композиторского замысла (а возможно, наоборот, пианист иллюстрировал движения, позы и неожиданные повороты партнерши, препарируя рояль Yamaha). Восторг, смелое воплощение главной идеи нынешнего фестиваля: единство литературы и музыки.

Писатель Йозеф Рот - уроженец города Броды Львовской области. 125-летие со дня его рождения стало важной составляющей Третьего LvіvMozArt.

Баварский молодежный симфонический оркестр BLJO

В рамках фестиваля в Львовской опере состоялся замечательный концерт приглашенного из Мюнхена Баварского молодежного симфонического оркестра/BLJO. 110 оркестрантов в возрасте от 13 до 20 лет живут и учатся в разных уголках Баварии и трижды в год собираются на каникулах, чтобы оттачивать мастерство оркестровой практики. Это им отлично удается. Под руководством швейцарского дирижера Николаса Раусса молодые виртуозы продемонстрировали достаточно серьезную программу. В первом отделении старательно исполнили "Трагическую увертюру" Й.Брамса, затем проаккомпанировали "Песни странствующего подмастерья" Густава Малера (солировала безукоризненно-культурная меццо-сопрано Наталья Боева, обитающая в Германии выпускница Санкт-Петербургской консерватории). Ее божественные пиано, идеальные, светлые, небесные верха, мягкий ровный тембр, текст и музыка, выученные наизусть, неподражаемы. А молодые оркестранты не только показали великолепную сыгранность, но и идеальную чистоту. Прекрасно прозвучали соло скрипки, арфы и гобоя, отлично провела партию молоденькая литавристка, интонационной чистотой порадовала медь.

Кульминацией, беспроигрышным суперфиналом вечера стала позднеромантическая симфоническая поэма Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра" по мотивам философского трактата Фридриха Ницше. Музыка передает сложное содержание в девяти частях, следующих за литературным первоисточником, наполнена многочисленными непростыми соло отдельных инструментов, технически сложна вся партитура. Овации и крики "Браво!" не могли передать восторга. Ремейк: на закрытии юбилейного сезона этого года в Национальной филармонии популярного "Заратустру" исполнял НСОУ. Молодые музыканты из Баварии порадовали не меньше.

Баварский молодежный симфонический оркестр BLJO

Мой второй день во Львове был очень насыщенным. Днем слушала чудесную программу для самых маленьких "Путешествие с Моцартом в Прагу", где артистичная и добродушная ведущая Наталья Рыбка-Пархоменко живо увлекла детей в мир музыки, доступно рассказала о музыкальных инструментах, премьере Пражской симфонии взрослого экс-вундеркинда в Чехии. А львовский Фестивальный оркестр под управлением дирижера Натальи Стець (Киев) сыграл несколько моцартовских фрагментов из опер и инструментальных произведений в переложении для дуэтов, знакомящих маленьких слушателей с инструментами, и завершил выступление третьей частью "Пражской симфонии".

Баварский молодежный симфонический оркестр BLJO

Концепция интерактивного детского концерта была разработана европейскими музыкологами Беттиной Бютнер-Крамер и Лилиан Ген для оркестра Венской филармонии. Программа завоевала большое признание и неоднократно была презентована разными оркестрами Европы. Именно продуманность, соизмеримость объемов текста и музыки, живое общение ведущей сделали представление столь захватывающим для детей и взрослых.

Далее следовал дружеский "баттл" Баварского и Украинского молодежных оркестров. Он выглядел своеобразным "путешествием по странам", осуществленным малыми ансамблями, и прошел в филармонии при живейшей поддержке присутствовавших в зале участников обоих коллективов и публики.

Сначала большая медная группа немецкого оркестра, идеально интонируя, волшебно передавая динамику и темпы, в отличном ансамбле сыграла фрагмент из Яна Сибелиуса. Браво, Финляндия!

Вторыми вышли наши ребята и квартетом ударных инструментов технично, ритмично, притягивая и полностью захватив внимание зала, исполнили пьесу японского композитора Минори Мики Marimba Spiritual для солирующей маримбы в сопровождении ударной группы. Замечательная пьеса и прекрасное исполнение.

Квартет баварских альтов выразительно сыграл популярнейшее аргентинское Libertango Астора Пьяццоллы. Немецкий дуэт кларнета и арфы пропел английскую пастораль. А четыре контрабаса прогудели фрагмент симфонии "Из Нового света" Антонина Дворжака.

В рамках фестиваля в Львовской опере прошел украинский симфонический проект Galician Style - музыка о Карпатах и Галичине. Играл симфонический оркестр INSO-Львів п/у Оксаны Лынив. Первым прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром f-moll Васыля Барвинского (написан в 1917–1937 гг.). Солировала украинско-немецкая пианистка Екатерина Титова. Преимущественно лирическое произведение с вкраплениями отзвуков Грига и Рахманинова. Исходя из музыки, совершенно непонятно, за что подвергся преследованиям автор, сидевший в мордовских лагерях, и почему во дворе львовской консерватории на костре показательно сжигали его партитуры…

Первая "Украинская карпатская рапсодия" была написана Левком Колодубом в 1960 г. Дирижер Оксана Лынив - хрупкая, невысокая, стройная молодая женщина - отличный профессионал в прекрасной исполнительской форме, смелыми уверенными жестами творила мощное, яркое, глубоко национальное симфоническое полотно. Простор Карпат, переклички сопилок и трембит на полонинах, прозрачный горный воздух, танцы - коломыйка, увиванец, аркан. Торжественная кода и бешеная завершающая стретта. И вновь браво!

После антракта известный "Гуцульский триптих" Мирослава Скорика по мотивам его музыки к шедевру Параджанова-Ильенко "Тени забытых предков" продолжил драматургическое нарастание вечера, став "точкой золотого сечения". Музыка, как и фильм, потрясающая. Поэтичные образы любимого фильма встают перед глазами, и будто звучит голос Ивана Миколайчука: "А чи будемо ми в парі?"…

В исполнении заключительного номера - кантаты "Четыре украинские песни" Леонида Грабовского - участвовал Галицкий академический камерный хор (хормейстер Василий Яцыняк). Композитор написал ее в 1959 г., заканчивая консерваторию в классе Бориса Лятошинского (начинал учиться у Левка Ревуцкого). С 1990-го Грабовский живет в США, в Украине был участником группы "Киевский авангард" (сформировалась в 1965 г.). Масштабное, удивительно народное, одновременно авангардно свежее, актуальное по сей день произведение стало достойным финалом Galician Style.

король кларнета Гиора Фейдман

Почти ночью в трамвайном депо играл король кларнета Гиора Фейдман и струнный "Гершвин квартет". Зал был полон (к сожалению, публика не все проекты посещала так же активно). Знаменитому духовику 83 года. Но вы бы слышали и видели этого обаятельнейшего человека! Сколько доброты, человеколюбия, приветливости, как легко и мило покоряет он слушателей исходящей добротой и струящейся любовью! И как играет на своих инструментах - кларнете и бас-кларнете! Волшебник.

Гиора - настоящий сын Израиля, хотя родился в Аргентине в семье репатриантов из Бессарабии (родители переехали в Южную Америку из Кишинева). Кроме блестящей исполнительской карьеры, Гиора Фейдман является подлинным посланцем мира, активно пропагандирует гуманистические ценности. Очень давно живет в Израиле, был трижды награжден Большим государственным крестом Германии за особые заслуги в деле примирения евреев и немцев, а в 2005-м выступал по приглашению Папы Бенедикта на Мировом дне молодежи перед почти миллионом слушателей.

король кларнета Гиора Фейдман

Концерт состоял из двух отделений. В первом публика постепенно проникалась духом и красотой клезмер-музыки. Звездному гостю помогал отличный квартет: Мишель Гершвин, скрипка, Наталия Райтель, скрипка, Владимир Куница, альт и Дмитрий Горновский, виолончель. Все они – выходцы из СССР, сейчас живут на севере Франции (Гершвин), в Дюссельдорфе (Горновский, родом из Казахстана), Мюнхене (Райтель, которая закончила у Лидии Шутко Львовскую консерваторию) и Куница – в Минске. В работе квартета больших пауз не бывает, на его сайте видно огромное количество новых концертов, расписанных на долго вперед, в том числе с Фейдманом.

Во втором отделении играли академическую музыку, обработки Пьяццоллы, Гершвина, народные латиноамериканские песни. Гиора предложил залу петь. И все слушатели, поднявшись с мест, пели совершенно неизвестную большинству, выученную за считанные минуты песню Los Amigos уругвайского композитора Raul Jaurena. Пели раз 20, громко и тихо, вели себя как дети - и все были в восторге.

ZN.UA удалось пообщаться с Гиорой Фейдманом:

- Почему вы выбрали этот инструмент?

- Мой отец тоже играл на кларнете. Я учился в родном доме, потом - в музыкальной Академии Буэнос-Айреса.

- В молодости вы играли много академической музыки. Теперь ваша музыка более доступна, демократична.

- Для меня нет ограничений. Это мой язык, я играю классику, фольклор, джаз. Люблю все виды существующей сегодня музыки.

- Как давно сотрудничаете с вашим замечательным квартетом?

- Мы - большие друзья и вместе играем очень давно (22 года, - О.К.).

- Кто подбирает репертуар и делает аранжировки?

- Бог говорит мне, что играть. Все участники квартета коллективно работают над произведениями, каждый вносит что-то свое.

- С какими большими оркестрами вы сотрудничали?

- Со многими. (Иерусалимский, Нью-Йоркский, Берлинский симфонический оркестры, Израильский филармонический оркестр, международный симфонический оркестр Германии, Израильская камерата, квартеты "Гершвин", "Ардитти", "Кронос" и др. коллективы, - О.К.)

- Каковы ваши планы, много ли наметили новых выступлений?

- Утром я вылетаю в Гамбург. Но перспективы на будущее есть. Каждый день Бог дает мне новые планы.