В документальном кинематографе, как и в «большом кино», все начинается со сценария. Но в то время, как постановщик игровой картины делает пробы, выбирая актеров, режиссер-документалист отправляется на первое свидание с человеком, которого кинематографическая судьба определила ему в герои.
Я поднимался по лестничной клетке к своему киногерою, а звуки рояля, услышанные из открытого окна, становились все громче. Нужно было нажать на кнопку звонка, но не хотелось «спугнуть музыку». Я стоял около дверей и слушал… играли «Лунную сонату». И играли с чувством, играли свободно. Из соседней двери вышел человек. Он внимательно поглядывал на меня. Дальше стоять под дверью было неудобно, и я позвонил. Дверь открыла женщина. Я шепотом начал объяснять цель визита. Она пригласила меня в дом. Человек продолжал играть. «Валентин Иванович?» - тихо спросил я у женщины. Она кивнула в ответ. Над роялем висели портреты отца, матери и сестры Валентина Ивановича.
Так я познакомился с семьей Сосниных. Валентин Иванович рассказал мне, что в тот трагический день 31 августа сорок третьего года какое-то необъяснимое предчувствие близкой опасности охватило всю семью. Перед уходом на операцию отец - доктор Иван Иванович попросил его сыграть «Лунную»… Сонату Бетховена очень любили в семье Сосниных.
Во время операции, которую Иван Иванович вместе с дочерью Ниной делали раненому партизану, они были окружены карателями. После пятичасового боя фашисты подожгли дом. Они погибли, крепко обнявшись, отец и дочь Соснины. Такими потом нашли их обгоревшие тела. Доктор Соснин впервые не закончил операцию. Это произошло в городке Малине, в 104 километрах от Киева, где жили тогда Соснины.
На следующий день мы с Валентином Ивановичем уехали в Малин, зашли в школу, где когда-то учились брат и сестра Соснины. Из-за парты «Нининого» класса был виден старый густой парк и ее могила. Здесь похоронили малинских подпольщиков.
Потом побывали в гостях у «земского врача» (как он себя назвал) Ивана Канюки. Это он достал погибших из-под балок сгоревшего дома и похоронил их на берегу речушки Ирши. Иван Павлович разыскал на пепелище медицинский инструмент своего коллеги и светлую косу Нины.
Весь фильм «Семья Сосниных» мы решили дать только на музыке «Лунной сонаты». Никаких шумов и звуков войны - только музыка Бетховена. «Лунная соната» прошла через всю жизнь Сосниных, стала музыкой трагического прощания, когда они ушли на смерть, эта музыка продолжает звучать в семье киевского врача Валентина Ивановича Соснина. Так «Лунная соната» стала одним из героев нашей картины.
После окончания фильма прошло несколько лет. Как-то я зашел в исторический музей Киева. В одном из залов, под стеклом, лежал медицинский инструмент Ивана Ивановича, а рядом - русая коса Нины. Я смотрел на эти реликвии, и вместе с воспоминаниями на меня стали наплывать звуки «Лунной сонаты»…
P.S. После выхода фильма на экран по решению Киевский горсовета в городе появилась улица Семьи Сосниных.