UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУКЬЯНОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ: ТРАГЕДИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

«К вечеру мы получали распоряжение выкопать могилу. Точно определялось место. Сначала это были дороги на кладбище, потом - отдельные поляны...

Автор: Лидия Суржик

«К вечеру мы получали распоряжение выкопать могилу. Точно определялось место. Сначала это были дороги на кладбище, потом - отдельные поляны. Могилу выкапывали «стахановскими» темпами, и до полуночи она была готова. После этого мы оставляли кладбище. Ночью НКВД привозил замученных и закапывал их... Когда мы на следующий день приходили на место захоронения, то оно было так старательно замаскировано, что трудно было определить, где состоялось захоронение...»

Это одно из свидетельств очевидцев злодеяний энкаведистов, которое приведено в воспоминаниях бывшего главы города Леонтия Форостивского. И еще: «Всех расстрелянных закапывали преимущественно на Лукьяновском кладбище: главная и боковые аллеи и все дороги на этом кладбище - это большие братские могилы замученных».

Идею создания на Лукьяновском гражданском кладбище (есть в Киеве одноименное военное) Государственного историко-мемориального заповедника Украинское общество охраны памятников, деятели культуры отстаивают уже несколько лет. Эту идею поддержали религиозные, общественные, политические (кроме коммунистического толка) организации столицы Украины, а также государственные структуры.

Положение дел на поприще охраны памятников истории и культуры в Украине беспокоит и прогрессивную мировую общественность: ЮНЕСКО принято решение о создании в Украине четырех пантеонов, двух из них в Киеве - на базе Лукьяновского и Байкового кладбищ.

Наконец, в июле 1994 г. Кабинет министров Украины принял постановление, которым комплекс Лукьяновского кладбища объявлен Государственным историко-культурным заповедником.

Однако по сей день статус этого некрополя остается прежним. Как и ранее, Лукьяновка находится в ведении спецкомбината предприятий коммунально-бытового обслуживания, проще говоря, ритуальной службы. О том, как нынешний «хозяин» кладбища заботится о захоронениях, тем более представляющих историко-культурную ценность, свидетельствует, в частности, такой вопиющий факт. Склеп профессора С.Сольского - уникальный историко-мемориальный памятник - руководство спецкомбината передало религиозной общине, которая «перепрофилировала» его в место для богослужений. И теперь, по мнению специалистов Украинского общества охраны памятников истории и культуры, этот памятник фактически уничтожен. Переделан купол, с другой стороны прорублена дверь, в склеп водворена «буржуйка». Большего надругательства над памятью, христианскими традициями и не придумать. К тому же, это возымело, и международный резонанс. В адрес Украинского общества охраны памятников получен факс из Канады от потомков рода Сольских, где выражается глубокая обеспокоенность тем, что семейный склеп используется, так сказать, не по назначению, выражается готовность помочь средствами в его восстановлении.

Почему именно на Лукьяновском в первую очередь намечается создать историко-мемориальный заповедник? Пожалуй, наиболее компетентный ответ на этот вопрос можно получить от известного историка и краеведа, автора единственного в своем роде научно-исследовательского труда «Некрополи Украины» Л.Проценко. «По количеству захоронений выдающихся людей подобного Лукьяновскому кладбищу в Украине нет. Здесь лежит наша слава...» - в который раз горячо убеждает Людмила Андреевна. И приводит в пример соседнюю Польшу, где в каждом воеводстве по несколько заповедных кладбищ.

В Украине пока ни единого.

Лукьяновское кладбище в Киеве является уникальным комплексом, который в отличие от Байкового сохранил свою целостность. Основанное в 1870 году надворным советником И.Зейфертом (умер в 43 года на заседании городской думы, отстаивая проблемы кладбища, и сегодня над его могилой возвышается лишь скромное надгробие с белым крестом), Лукьяновское кладбище было закрыто для захоронений в 1962 году. Поэтому этот комплекс сохранился. Здесь нет увешанных звездами партийных и государственных деятелей, как на элитном Байковом. Здесь сохранились могилы XIX, начала XX веков, старинные надгробия, памятники культуры, изысканные чугунные ограды, которые являют собой большую историческую и культурную ценность. На Лукьяновке похоронены известные украинские ученые, художники, зодчие, композиторы, писатели, артисты. Среди них такие классики украинской живописи, как А. и Н. Мурашко, Н.Пимоненко, В.Орловский, Ф.Кричевский, ученые Д.Граве, В.Ризниченко, Н.Стражеско, В.Василенко, витязи неба П.Нестеров и Е.Крутень.

Тут нашли последнюю земную обитель все украинские старшинские родоводы. На Лукьяновке покоится прах тысяч и тысяч жертв коммунистического режима.

Поэтому, казалось бы, сам Бог велел создать здесь историко-мемориальный заповедник. «С национальным пантеоном, - мечтает Людмила Андреевна. - А в будущем перенести сюда прах прославленных сынов и дочерей Украины, похороненных в силу обстоятельств на чужбине. Вспомним лишь Довженко: «Хотя бы мое сердце похороните в Украине...»

Однако в структурах столичной власти вокруг вопроса о заповеднике на Лукьяновке продолжают бушевать страсти. И хотя после принятия правительственного постановления прошло уже более полугода, до сих пор нет соответствующего решения Киевсовета во его исполнение. (У нас ведь как водится: законы и постановления, которые «не пришлись ко двору» местным властям, не исполняются, и ничего.) Почему же медлит с принятием решения Киевсовет? В первую очередь потому, что против этого руководство спецкомбината предприятий коммунально-бытового обслуживания, т.е. ритуальной службы. Его аргументы - это фактически ноль аргументов. Зато в Обществе охраны памятников более чем достаточно фактов преступного (иначе не назовешь) отношения к историческим памятникам и захоронениям. Повышенный интерес руководства спецкомбината к этому кладбищу, считают сторонники идеи заповедника, вполне объяснимый ввиду того, сколько ст‹ит теперь престижное место на кладбище.

Противоборство за территорию кладбища (для одной стороны - это святое место, пристанище исторической памяти, для другой - место захоронений) в последнее время достигло критической отметки. Недавно на месте захоронения 28 репрессированных в 1934 году деятелей украинской культуры, принадлежащих к когорте «расстрелянного возрождения», был поставлен крест. «Бандеровцы!.. Забери, падло, своего креста, а то я его сожгу!» - истерические крики, словно выстрелы в морозной декабрьской тишине, нарушили покой усопших и безвинно убиенных.

...Тесно Памяти среди братских могил.