UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУГАНСКУ ПОВЕЗЛО НА КЛЕНОВА

Театральная жизнь городов, далеких от столиц, всегда была чем-то обделена. Приезды именитых коллек...

Автор: Сергей Кораблев

Театральная жизнь городов, далеких от столиц, всегда была чем-то обделена. Приезды именитых коллективов и раньше были не столь часты, а сейчас, когда каждый такой визит влетает в копеечку, как для хозяев, так и для «дорогих» гостей, и вовсе становятся делом нереальным. При таких обстоятельствах на первые роли, в прямом и переносном смысле, выходят свои, местные актеры, которые, невзирая ни на какие обстоятельства, нищенскую (даже по украинским меркам) зарплату, потерю престижа своего прекрасно-проклятого труда, каждый вечер выходят на сцену и отдают всего себя Искусству и людям, пришедшим прикоснуться к нему.

Луганску повезло. Это уже можно признать как свершившийся факт. Ведь в нем творит Мастер, которого Бог наградил талантом и золотым сердцем. Актер, которого боготворит зритель. Режиссер, которого любят актеры. Человек, всей своей жизнью доказавший, что он достоин такой любви — народный артист Украины Павел Никитович Кленов. Актер, который из своих 70 лет — 50 провел на сцене и чье имя будет золотыми буквами вписано в историю украинского театра.

Договариваясь о встрече с Павлом Никитовичем, долго размышлял о том, как построить беседу. А потом понял, что все (или почти все) вопросы о творчестве, любимых ролях и т.п. ему уже давно задали. Понял и пришел к выводу — просто сидеть и слушать. Так и состоялось это интервью без вопросов с Человеком, Артистом, Режиссером.

«Родом я из деревни Княжево, Алгасовского района, Тамбовской области. Родители не имели абсолютно никакого отношения к театральной жизни — мама была разнорабочей, отец — плотником, а затем — прорабом. Когда мне было пять лет, вся семья перебралась в Ростов-на-Дону, где и прошла моя юность. И надо честно сказать, мыслей о том, чтобы стать артистом, у меня в то время и в помине не было. Военный — вот это да! Моряк, летчик, пограничник — не важно кто. Главное, чтобы были ромбики в петлицах. Так уж было воспитано наше поколение. Поколение, которое брало пример с героев фильмов «Мы из Кронштадта», «Путевка в жизнь», «Истребители», «Чапаев». Поколение, выбитое войной.

В 1942 году после окончания школы младших командиров меня отправили в действующую армию. В августе 1943 года, в бою на Смоленском направлении, получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь в город Горький (ныне Нижний Новгород). После выздоровления приговор врачей был однозначен — годен к нестроевой службе. Направили в ремесленное училище преподавать военное дело. Да какой из меня был учитель. Сам еще пацан (ранение получил в 19 лет), только и умел, что автомат в руках держать.

Решил возвратиться в Ростов. И когда говорят, что очень многое в жизни Человека решает Случай, я готов полностью подтвердить эти слова. Ведь совершенно случайно довелось оказаться на спектакле ростовского театра имени Горького «Без вины виноватые». И все... Следующие 50 лет оказались для меня связаны с театром. Но тогда я этого не знал, а послушавшись совета товарищей, поступил в театральную студию, которую и закончил в 1947 году. Еще будучи студентом 2-го курса получил одну из центральных ролей в пьесе «Победители» — шофера Минутки, которого на киноэкране сыграл великий Марк Наумович Бернес. Затем последовала роль Васи Купчика в «Талантах и поклонниках». С них и начался для меня театр.

В 1960 году состоялось знакомство с, не побоюсь этого слова, большим режиссером Петром Иссидоровичем Ветровым. Он проработал в Ростове не долго и уехал в Жданов (ныне Мариуполь), где создавался новый театр. Откуда и прислал мне приглашение работать у него. Я вообще легок на подъем и приехал не раздумывая. После 3 лет работы вместе с Ветровым, в составе «чертовой дюжины» — 13 человек, перебрался в Луганск, в областной русский драматический театр. И именно с Луганском я окончательно связал свою актерскую судьбу. Был у меня шанс попробовать свои силы в Киеве, в театре имени Леси Украинки, но по независящим обстоятельствам взаимной любви не получилось. Я отношусь к этому философски — всем места в столицах не найдется. Кто-то должен и на периферии работать. Просто надо честно делать свое дело и никому никогда не завидовать.

Мне в жизни всегда везло. Везло на хороших, добротных режиссеров, потому что наша актерская жизнь зависит в первую очередь от них. И работая рядом со Львом Сергеевичем Рудником, Николаем Николаевичем Буториным (учеником Мейерхольда), Петром Иссидоровичем Ветровым и многими другими, перенимая их опыт, убедился, что мне повезло. Ведь теперь все то, чему научили меня они, я в меру сил передаю молодым.

Везло на роли. Я их всегда получал и никогда не просил. Нет, каюсь, был один случай, когда попросил Ветрова, чтобы он дал мне возможность сыграть в спектакле отрицательную роль. Так уж сложилось, что всю свою актерскую жизнь был «положительным» героем. Играл секретарей парткомов, директоров заводов. А что касается «партийной карьеры», то в театре я прошел ее всю — начиная с секретаря первичной парторганизации и заканчивая Генеральным секретарем. Дважды играл И.В.Сталина. Будучи молодым — в пьесе Щеглова «Побег» и позже — в пьесе Шатрова «Дальше... дальше... дальше!». Но самые мои любимые роли, которые я мог бы показать в любом городе: Бахерев — «Битва в пути», Бакланов — «Второе дыхание», Цыган по одноименному роману Калинина, Бессеменов — «Мещане». Их не так много, но ведь любимый герой — он как друг, а настоящих друзей, к сожалению, очень мало.

Везло на людей. Я человек, который все-таки уже прожил долгую жизнь и привык говорить только то, что думаю. Так вот, такого Хозяина, как бывший 1-й секретарь обкома Компартии Украины В.В.Шевченко, у Луганска больше не было и нет. Он болел душой за свой город и за тех людей, которые приносили Луганску славу. Это я к тому, что нельзя забывать то, чем мы жили. Да, много было плохого, но ведь хорошего же было несоизмеримо больше. А сейчас... Для меня трагедия то, что произошло, и то, что происходит — растет поколение «кукушкиных детей», не имеющих никаких нравственных ценностей. И это тот бумеранг, который вернется к нам, неся большие потери.

Развал СССР разорвал не только экономические, но и культурные связи. Ни мы, ни к нам никто не ездит. Да что там говорить, когда нет никакой возможности получить для постановки новую пьесу. В Киеве их просто нет, а в Москве надо иметь на руках либо рубли, либо валюту. Ни тем, ни другим мы не располагаем. Вот и достаем, как можем. И никому у нас до этого нет дела. Хорошо, что есть классика — Островский, Мольер, Тургенев, которая всегда выручает.

Но выручает не только классика, а и те люди, которые, несмотря на то, что их попросту бросило государство, каждый вечер выходят на сцену и отдают себя зрителям без остатка. А чтобы убедиться в этом, вам достаточно прийти в театр на премьеру комедии А.Островского «На бойком месте». Я скажу, чтобы вас пропустили, а место, к сожалению, и сами найдете».

Ровно через полтора часа режиссер-постановщик Павел Кленов представил зрителям новую работу. «Работу», в которой народный артист Украины Павел Кленов исполнял одну из главных ролей — Вукола Ермолаевича Бессудного. «Работу», в которой все актеры играли с таким вдохновением, что весь зал забыл о том времени, в котором живет, о тех проблемах, которые ждут за стенами театра, и отдался тому Прекрасному, что приходит к человеку так редко и оттого так желанно. И когда зал взорвался аплодисментами, когда Артистов не отпускали со сцены, стало ясно, что всем тем, кто пришел на спектакль, повезло. Они видели Мастера во всем его великолепии. А свободных мест, Павел Никитович, в зале-то и не было...