UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУЧШЕЕ, ЧТО НАМ ВЫПАДАЕТ

Удивительное дело: не было ни рекламы на телевидении, ни сообщений в печати о предстоящей выставк...

Автор: Владимир Платонов

Удивительное дело: не было ни рекламы на телевидении, ни сообщений в печати о предстоящей выставке Юрия и Михаила Химичей в Национальном заповеднике «София Киевская», но на открытии выставки в залах бывшей «хлебной» собралась масса почитателей их талантов. Такого количества знатоков и ценителей искусства я не видел ни на одной выставке за последние годы. Открытие происходило без шума и помпы, при полном отсутствии высших чинов, в залах царило умиротворение и восхищение, словно мы попали в благословенный серебряный век, когда процветали музыка, поэзия, искусство.

Открытия этой выставки ждали давно, но реставрацию памятника XVIII века, преобразованного под выставочный зал, удалось завершить только в ноябре 2000 года. Теперь посетители национального заповедника имеют возможность полюбоваться и великолепием архитектуры бывшей «хлебной», и грандиозной выставкой художников, основой творчества которых является духовность и вдохновенная энергия.

Выставка действительно грандиозная. По своему замыслу. По масштабу. По таланту мастеров. О творчестве Химича-старшего наш еженедельник уже писал («Юрий Химич: портрет на фоне куполов», «ЗН», 15 апреля 2000 г.). Его шедевры давно стали достоянием украинского и мирового искусства, неоднократно выставлялись на отечественных и международных выставках, экспонируются в крупнейших музеях Украины и частных коллекциях, опубликованы в многочисленных монографиях, альбомах и учебниках. Одна из самых ярких и выразительных работ Юрия Химича (триптих «День незалежності») ныне украшает Капитолий — здание Конгресса США в Вашингтоне.

На эту выставку мастер представил избранные работы, созданные за пятидесятилетие творческой деятельности: от первых акварелей и гуашей из первой персональной выставки (Киев, 1952 г.), блестящих копий фресок и мозаик I—XII столетий до архитектурных ансамблей, запечатленных в конце нынешнего века. Рассматривая его работы, мы словно листаем страницы истории и культуры. Искусствоведы не раз отмечали: Юрий Химич достойно продолжает традиции блестящих художников Антонио Каналетто, Джованни Пиранези, Клода Моне, Альберта Марке, Тараса Шевченко, Николая Рериха, Константина Богаевского, в творчестве которых изображения архитектуры занимают весомое место. Многие архитектурные ансамбли, запечатленные Юрием Химичем, ныне можно увидеть только на картинах мастера: их не пощадило ни наше жестокое время, ни самодурство партийных чиновников, по указаниям которых уничтожались национальные святыни...

Четко понимаю: если бы выставить все лучшее, что создано Юрием Химичем за пятьдесят лет, не хватило бы никакой галереи, но и того, что представлено на выставке, вполне достаточно, чтобы оценить уникальный талант и титанический труд великого художника Украины.

Утверждают: природа отдыхает на детях гениев. Химич-старший может гордиться своим сыном: Михаил — оригинальный талант с весьма высоким уровнем творческого потенциала и достижений. Графические работы Химича-младшего, представленные на выставке, отмечены премией имени Михаила Дерегуса (впервые в Украине!), его эмали и керамика, выполненные совместно с Романом Гавриленко, Евгением Луцким и Вадимом Чечелем на библейские мотивы, свидетельствуют о становлении нового направления в украинском искусстве.

Природа щедро одарила талантами семью Химичей, так же щедро и они дарят нам свое искусство. Уметь дарить — это редкое счастье, это лучшее, что человеку выпадает.