UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУЧ ПРОБУЖДЕНИЯ

Второй Всеукраинский хоровой фестиваль «Золотоверхий Киев» сразу привлек внимание своими програ...

Автор: Галина Степанченко

Второй Всеукраинский хоровой фестиваль «Золотоверхий Киев» сразу привлек внимание своими программами, в которых в течение семи концертов были представлены интереснейшие музыкальные произведения и ведущие хоровые коллективы. Сразу скажем, что по сравнению с прошлогодним фестивалем, безусловно ярким по художественному результату, посвященному творчеству одного композитора - Виктора Степурко, этот музыкальный форум значительно расширил свои границы.

В нем принимали участие Национальная хоровая капелла «Думка», камерный хор «Свитыч» (Нежин), женский хор «Паванна» (Киев), женский хор Киевского музучилища, камерный хор «Classic choir» (Киев). В рамках фестиваля была проведена пресс-конференция «Творец и исполнитель» и заседание Хорового общества имени Н.Леонтовича.

Организаторами этой культурной акции выступили Главное управление культуры Киевской городской госадминистрации, Фонд содействия развитию искусств, Всеукраинский музыкальный союз, Союз композиторов Украины, муниципальный камерный хор «Киев».

Хор «Киев» выступил на этом фестивале также с концертной программой, фактически являясь творческим и организационным центром фестиваля. Он способствовал приезду на фестиваль свыше 20 ведущих хормейстеров из разных регионов Украины. Таким образом, репетиции и концерты фестиваля превратились в своеобразные мастер-классы.

Николай Гобдыч (директор фестиваля) так сформулировал задания «Золотоверхого Киева»: «Возродить национальные шедевры старины, дать жизнь современнейшим партитурам. Сегодня мы стараемся целостно представить нашего современника-композитора, его внутренний мир переживаний и размышлений, а в недалеком будущем попробуем соединить опусы нашей старинной музыки с наиболее талантливыми именами современности».

В программах второго фестиваля уже соединились Д.Бортнянский, А.Ведель, А.Гречанинов, С.Танеев, Л.Бетховен с Б.Лятошинским, Л.Дычко, В.Зубицким, В.Степурко, В.Полевой. Широкий временной диапазон от XVIII до XX столетия, разные композиторские и исполнительские стили - все это венчала авторская программа «Пробуждение» харьковского композитора Юрия Алжнева. В чем-то такое разнообразие музыки настораживало, а в чем-то - интриговало.

Авторитет Николая Гобдыча как музыканта, организатора убеждал еще до концертов, что если после монографического фестиваля В.Степурко выбрано хоровое творчество Ю.Алжнева, то это совсем не случайно. Примечательно, что нынешний «Золотоверхий Киев» представил нам новое имя в контексте современного композиторского творчества и мировой классики - для художника это огромная творческая ответственность. Однако сейчас, после фестиваля, можно смело утверждать, что Юрий Алжнев - действительно яркая личность с самобытным композиторским мышлением, великолепно владеющий особенностями современного хорового письма, тонко чувствующий законы хорового пения. Думается, что с легкой руки Николая Гобдыча его произведения отныне прочно войдут в хоровую практику.

Открыла фестиваль старейшая в Украине капелла «Думка» во главе с признанным маэстро Евгением Савчуком. Это символизировало преемственность традиций в национальной хоровой исполнительской школе. Особенно удачно прозвучали концерты Д.Бортнянского, П.Чеснокова, А.Веделя, в которых проявилось высокое вокальное мастерство артистов хора. «Думка» исполнила также сложнейшие масштабные произведения С.Танеева «Иоанн Дамаскин» и Л.Бетховена «Gloria», которые звучат чрезвычайно редко.

В современной хоровой практике доминируют камерные и женские хоры - с подобными коллективами мы и познакомились во второй фестивальный вечер. Слушатели с интересом отнеслись к камерному хору «Свитыч», который показал сложную и разнообразную программу. Удачно по звучанию и образному строю был исполнен малоизвестный хоровой концерт Н.Лысенко «Камо пойду», особенно вдохновенно прозвучали фрагменты двух хоровых концертов В.Зубицкого. Этот молодой коллектив и его руководители Л.Шумская и Л.Костенко много выступают, расширяют репертуар. В этом концерте очевиден их творческий рост, хотя им есть над чем работать и в интонационном, и в вокальном плане.

Органичным было выступление женского хора «Паванна», который за последнее время завоевал любовь и признание специалистов и поклонников академического искусства. Яркий дирижерский талант Людмилы Байды, ее артистизм и ощущение хора как «живого организма» особенно проявились в удивительно точном прочтении импрессионистической «Паванны (в лунных тонах)» В.Степурко. Прекрасные солисты Л.Войнаровская и Н.Гобдыч, хор и дирижер разыграли перед слушателями изысканный музыкальный спектакль - ведь жанр «хорового театра» вообще близок творческому стилю Л.Байды. В этом концерте в озвучивании произведений современных композиторов пение женского хора было наполнено внутренней эмоциональностью, его отличали безупречный ансамбль и вокальное мастерство.

Хоровой коллектив Киевского музыкального училища (дирижер Г. Горбатенко) своей программой в «Золотоверхом Киеве» показал несколько интересных работ: «Сугревушка» В.Полевой, два фрагмента кантаты «Здравствуй, новый, добрый день» Л.Дычко, «Паванна (в заснеженных полях)» В.Степурко. Галина Горбатенко в интерпретации произведений использует приемы хоровой инструментовки, поэтому тембровая и динамическая палитра хора очень разнообразна. Напрашивается сравнение хора с игрой камерного оркестра, в котором виртуозность игры согрета теплом человеческих голосов.

Второй фестивальный день представил слушателям также камерный хор «Classic choir» (дирижер Д. Радик). В исполнении хора очень своеобразно были интерпретированы три хора Б. Лятошинского на слова А. Фета. Снятие привычной экспрессии звучания, уход в сферу более сдержанных чувств и какой-то «отстраненности» заставили широко известные произведения зазвучать по-новому.

Подлинный исполнительский блеск коллектива проявился в «Concerto strumentale», где хор своей виртуозностью как бы соревновался с ансамблем ударных инструментов под руководством Г. Черненко.

Авторскую программу

Ю. Алжнева «Пробуждение» - третий день - можно считать кульминацией хорового фестиваля. Композитор был представлен произведениями последнего десятилетия. Ряд произведений уже звучал на других фестивалях, несколько были исполнены впервые. Для своих произведений Юрий Алжнев находит особую фоноакустическую ауру в старинных образцах песенного и инструментального фольклора, в особенностях его исполнительского бытования. «Щедривка», «Корочун-коляда», «Савурина», «Спивомовки», «Дивич-сон» - эти произведения написаны современным музыкальным языком с использованием разнообразных фонических возможностей хорового звучания, и все это - с глубоким проникновением и опорой на древний музыкальный фольклор.

Буквально потряс слушателей исполнением сложнейшего (и вокально, и интонационно) произведения «Савурина» Большой детский хор Национальной радиокомпании. Дирижер Галина Трофимова «воплотила в жизнь» совершенно необычную хоровую партитуру и нашла исполнительские приемы, которые и создали эти «космологические суголосия» (термин автора).

«Пробуждение» - третий хоровой концерт-пастораль Ю.Алжнева в трех частях на стихи А.Олеся, Т. Шевченко, Л.Глибова венчал фестиваль. Удивительно просветленное звучание хора удалось создать Людмиле Байде и ее артистам из «Паванны». Тембровая красочность, динамичность и здесь вносили в трактовку элементы «хорового театра». Муниципальный хор «Киев» и его дирижер Н.Гобдыч в программе Ю.Алжнева проявили свои лучшие качества: вокальное совершенство, артистизм, виртуозность и подлинный блеск в исполнении сложнейших партитур этого современного композитора. В этой авторской программе счастливо совпали художественные взгляды и композитора, и исполнителя. Они оба верят в высокое предназначение хорового искусства, именно в нем они видят спасительный «луч пробуждения».

Прекрасный получился фестиваль! В нем мы действительно увидели «золотые вершины» современного хорового искусства Украины. Как хотелось бы, чтобы в этот музыкальный форум включились яркие хоровые голоса из всех регионов нашей страны.