UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЛОЛИТА» В «ЭЛИТЕ»

Наверное, многие, причастные к кинематографу, до сих пор поеживаются, вспоминая скандальный случа...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Наверное, многие, причастные к кинематографу, до сих пор поеживаются, вспоминая скандальный случай застойных времен: ряд зарубежных кинокомпаний обвинил тогда отечественный кинопрокат в нелицензионном, коммерческом использовании кассовых кинолент. Недоступные по цене, но необычайно привлекательные по своим художественным достоинствам картины выныривали во время так называемых «декад» и «недель», посвященных тому или иному режиссеру, демонстрировались узкому кругу избранных. Было это до эпохи видеобума, экранное пиратство не стало еще обыденностью, соответственно и шум поднялся большой. Теперь-то, кого этим удивишь? Так или иначе - с тех пор любая акция, связанная с демонстрацией свеженького кинохита, вызывает определенное подозрение.

Однако сеанс в клубе «Элита», открытом энтузиастами из черниговского кино- и видеобъединения, и вправду оказался мероприятием во всех отношениях приличным. Фильм воспроизводился с лицензионной видеокассеты. Символическая плата взималась за краткую лекцию о кино (их по очереди читают редакторы объединения М.Ковальчук и Л.Монастырская) и чай с печеньем. У кого денег при себе не было - пустили и так.

Входящих в уютный зал на улице Коцюбинского сперва ведут к пузатому чайнику, а лишь потом спрашивают - зритель он или случайно на огонек заглянул? Бесплатно раздаваемые присутствующим пригласительные билеты в кинотеатр «Дружба» на премьеру украинской ленты «Приятель покойника», вовсе убедили нас в отсутствии у организаторов мелочного меркантилизма. Публика собралась несколько неожиданная как для элитарного клуба - наполовину из людей пенсионного возраста - и довольно приятная (журналисты, музейщики, врачи). Было ее не очень много. Вообще, из этого «не очень» - не очень громкий звук, не очень широкое экранное полотно, не очень большой зал - рождалось особое настроение, как нельзя более соответствующее лекции, чаю и фильму.

Может, как раз поэтому все досмотрели ленту Эдриана Лайна до конца. До самого-самого мрачно-романтического и психоаналитически «навороченного» финала, от которого бедный Набоков, называвший фрейдизм «либидобелибердой» и отнюдь не наделивший своего героя Гумберта чертами инфантильного хлюпика, много-много раз, наверное, в гробу перевернулся. Впрочем, большинству из присутствующих, соскучившихся по классике, даже такая версия понравилась. И они пришли еще раз (по просьбам зрителей «Лолиту», лекцию и чай повторили).