UA / RU
Поддержать ZN.ua

Локальность весны

Завидую счастливцам, которые в любое время года находят в окружающем мире аргументы для подтверждения постулата об отсутствии у природы плохой погоды...

Автор: Олег Смаль
На выставке Руслана Русина

Завидую счастливцам, которые в любое время года находят в окружающем мире аргументы для подтверждения постулата об отсутствии у природы плохой погоды. Меня же период межсезонья, переход от зимы к весне вгоняет в черную меланхолию: эстетизатор — снег — превращается в безобразное грязное месиво, деревья кажутся безнадежно умершими, а зеленое буйство трав и соловьиные песни — выдумкой язычников и поэтов. В городе торжествуют экстерриториальные мусорники и собачьи экскременты. Интересно, в каком мире живут эти плодовитые «филозопы», уже Джомолунгму фолиантов настрочившие о высоколобых ариях, которые понесли культуру от пупа цивилизации, торчавшего, как колышек, где-то здесь, на днепровских кручах. Ну хорошо, зажгли мы звезду просвещения и в Месопотамии, и в Египте, и в Греции. А себе оставили лишь огонь, тлеющий в сигаретах, да и то окурок обязательно — мимо урны. Все, больше не буду скуку нагонять, а то мой товарищ-архитектор и так подначивает меня: «Хорошо вам, журналистам, кричите: «Сколько еще будут плохо работать дворники?» И гонорар получаете, и в жизни ничего не меняется»...

Как хорошо, что существуют женщины — красивые и талантливые. Недаром их с библейских времен сравнивают и с солнцем, и с цветами. Спазмы безнадежности и декаданса исчезли, как роса на солнце, лишь только я переступил порог галереи «Мистець». Весна — не выдумка! Она уже пышно цветет в творческой оранжерее, выпестованной художницами Юлией Седюк, Альбиной Денисовой, Еленой Собокар. Выставка называется «Медитации на тему...» А доминируют на ней портреты цветов (использовать традиционный термин — натюрморт, в переводе «мертвая натура», как-то даже грешно). Родные и экзотические, объединенные в букеты и единичные. Васильки, пионы, тюльпаны, петунии, гибискус, георгины. Техника большинства работ (батик — живопись по шелку) обманчиво легкая, хотя требует безошибочной сноровки акварелиста — «ляпы» здесь не исправишь ни резинкой, ни шпателем. Ориентальные мотивы некоторых работ — Красное море, фантазии на тему Египта времен фараонов — заставляют задуматься: может, мы все-таки что-то занесли и в край сфинксов и пирамид, а теперь потихоньку в родные края возвращаем. Впрочем, так ли уж это удивительно, ведь исторические источники сообщают, что во времена Османской империи многие выходцы из Украины властвовали на берегах Нила...

Галерея «Грифон» подарила почитателям прекрасного настоящий гимн женской красоте. Это уже даже не весна, это уже горячее плодородное лето. Выставка скульптуры и графики Василия Корчевого «Мои богини» поражает сочетанием раскованности и уважения в воспроизведении женского тела. Поразительно и немного обидно лишь то, что у художника ренессансного масштаба, с богатейшим и разнообразным творчеством эта выставка — первая (!) персональная. Опять хочется сказать нечто неприятное о потомках ариев с туго набитыми кошельками — слепцы! Ваши лакированные броневики все равно превратятся в ржавый лом, а с искусством такого уровня у вас есть шанс прикоснуться к вечности, даже если вы в Бога не веруете!..

Признаюсь, все мои попытки прочитать дилогию Натана Рыбака «Переяславська Рада» были бесплодными. Не знаю, чем это объяснить, возможно, запрограммированностью образов этого романа: тщеславные поляки-шляхтичи, коварные иезуиты, хитрые неверные татары, Богдан Хмельницкий, день и ночь «грезящий воссоединением» (кстати, это неудобное для произношения слово начали использовать только во время подготовки к 300-летию соглашения, до того употреблялось «присоединение») с Московией. Но и сегодня я с трепетом открываю эту изданную в 1953 году книгу, поскольку она иллюстрирована одним из самых выдающихся художников современной Украины Михаилом Дерегусом. Сейчас, через много десятилетий, трудно представить, какого мужества требовал труд художника в сталинские годы «расцвета» дружбы братских народов. Сколько желчи и яда вылили завистники на Михаила Дерегуса, обвиняя его в национализме. Досталось ему и за серию литографий к изданию «Енеїди» Котляревского в 1937 году, и за цикл произведений, посвященных Богдану Хмельницкому, в 1946-м. Но мастер оказался крепче скалы, сломать его не удалось.

Открывшаяся в Большом зале Союза художников выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Михаила Дерегуса, убеждает: это художник всемирного масштаба. С его произведениями невозможно общаться, гордо не подняв голову и не расправив плечи. Каждая работа — настоящее художественное сокровище, будь то иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Леси Украинки, Льва Толстого или натюрморты, пейзажи, большие живописные полотна. Хорошо, что признательные потомки художника заботятся о сохранении и пропаганде его наследия. Но очень горько, что Украину от цивилизованного мира отделяет катастрофическая пропасть в полиграфической поддержке выставочного дела. Смесь стыда и бессильной обиды за нашу державу разъедает душу, когда бываешь в музеях Парижа, Вены или Амстердама, — эти источники общения с искусством всегда объединены с крупными магазинами, предлагающими целое эльдорадо замечательных альбомов, открыток, плакатов и даже футболок и чашек с воспроизведением музейных сокровищ. Все на любой вкус и даже на любой вес кредитной карточки. Спрашиваю, есть ли какой-нибудь альбом, приуроченный к выставке Дерегуса.

— Что-то было на открытии экспозиции, но сейчас нет, — услышал в ответ, — поинтересуйтесь у председателя Союза художников...

После выставки Михаила Дерегуса посещать художественные акции надо, хорошо проанализировав объект предстоящего общения, поскольку даже добротные произведения на фоне этого мастера будут выглядеть серыми и жалкими.

К счастью, художественная жизнь столицы предоставляет возможность прикоснуться и к другим образцам высокого искусства. Если вы хотя бы раз побывали на выставке, знакомящей с крымскотатарским искусством, то, несомненно, будете искать новые афиши с сообщениями об очередных творческих достижениях представителей этого народа, который после веков несправедливости наконец-то получил шанс на спокойствие и жизнь на своей земле. В Украинском фонде культуры прошла выставка «Наврез». Крымский полуостров часто называют орденом на груди земли. Безусловно, культура крымскотатарского народа — один с драгоценнейших бриллиантов на этом знаке отличия. Возможно, благодаря этим художникам и весна на нашей земле первой появляется в Крыму.

Пообщался с прекрасным, и дышать стало легче, и на вонючих собак, вечно пикетирующих Андреевский спуск, уже смотрю почти как активист общества защиты животных. Наверное, художественный авитаминоз — такая же вредная штука, как и авитаминоз физиологический. Со вторым бороться просто — аскорбинкой и морковным соком. С первым — еще проще... Нет, не удержусь, загляну еще в галерею «Триптих». Опять везение — выставка скульптуры Руслана Русина. Бронза, металл, мрамор. И кубизм, и реализм. Но никакого ощущения вторичности, эпигонства или конъюнктуры. Ох, неслучайно работы этого художника уверенно занимают места в самых престижных мировых творческих собраниях.

Верю, весна победит, и растает серость межсезонья, как туман в долине. Может, и впрямь пуп земли где-то рядом, может, просто под нашими ногами? Вы как думаете?