UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лица и ритмы львовского джаза

С 2000 года львовское творческое объединение «Дзига» и Польский институт в Киеве проводят в столице Галичины джазовые фестивали с интригующим названием «Джаз без…»...

Автор: Ольга Кизлова

С 2000 года львовское творческое объединение «Дзига» и Польский институт в Киеве проводят в столице Галичины джазовые фестивали с интригующим названием «Джаз без…». У истоков проекта стоял бывший директор Польского института в Киеве пан Петр Козакевич — знаток, поклонник и энтузиаст джаза. Недавний фестиваль длился четыре дня, собрав под крышей Львовской филармонии и джазового клуба «Культ» музыкантов из Украины, Польши, Германии и Чехии.

«Джаз без…», возможно, не поражает масштабами, зато на нем чувствуешь атмосферу встреч единомышленников, разбирающихся в том, ради чего они собрались. Уровень фестиваля оказался достаточно высоким, а разброс жанров охватил стилистику от простого свинга и добротного мейнстрима до авангарда.

Из Киева приехали молодые дебютанты-глиэровцы Silvery Tone. Пока у них нет своего лица, и не только по причине молодости. (Полагаю, если они будут продолжать так же периодически неаккуратно играть и нечисто петь, то оно и не появится.)

Убедительно выглядели Пашков и Фрели. Их стиль — мейнстрим. Оба музыканта — лирики и традиционалисты. Несмотря на драматургически неудобное время выступления (они вышли сразу после великолепно играющего фьюжн польского квинтета Eastcom), музыканты показали исполнительскую волю, хороший профессиональный уровень и были очень тепло приняты доброжелательной интеллигентной публикой.

В клубе «Культ» звучало много джазового вокала. Случались, правда, жанровые нестыковки. Абсолютно попсовая группа Павла Табакова исполнила для затравки пару стандартов, но все остальное под джазовую дудку не плясало, за что солист принес публике извинения. Думается, большинство участвовавших львовских групп работает в ресторанах (в чем ничего плохого не вижу). Однако качество и «джазовость» ресторанной музыки тоже бывают разными. Очень убедительно выглядит Dzyga Imagine & Lady M, в котором работают маститый клавишник-руководитель Валерий Половина со своей достаточно профессиональной и крепкой командой. И еще два коллектива аккомпанировали вокалисткам: Bria Blessing Quartet и Tender Blues — оба из Львова. В первом солирует обладательница не очень сильного, но прекрасно звучащего голоса, а во втором лучше звучат не вокальные, а инструментальные номера.

Остро и свежо выглядело украинско-немецкое Improvising Creative Trio, в составе которого уверенно умничают львовяне: мультидуховик Юрий Яремчук (сопрано-, альт- и тенор-саксофоны, кларнет и бас-кларнет) и Марк Токар (контрабас), их киевляне слышали весной на «Єдності». На сей раз с ними «соображал на троих» очень именитый немецкий топовый барабанщик Клаус Кугель, игравший в разное время с такими авторитетнейшими представителями стиля contemporari, как литовцы Вячеслав Ганелин и Петрас Вишняускас, американцы Стив Свелл и Сабир Мэтин и даже знаменитй отец алеаторики (от лат. alea — игральная кость, случайность) немец Карлхайнц Штокгаузен. Трио исполнило всего две достаточно длинные (30—40 минутные) композиции. Но уж послушать было что. Начиная с многотембральной напористости Яремчука (он недавно в Коктебеле играл один, сопровождая демонстрацию кинофильма, причем совершенно по-другому — как-то лирично, мягко, прохладно-прозрачно). И продолжая неутомимым, техничным, идеально ритмичным и очень импровизационным Кугелем. И легко приспособляемым, мультитембральным и гораздым на выдумку Токарем.

Польские команды были двух направлений: фьюжновые Sing Sing Penelope из Быдгоща и Tymanski Yazz Quintet из Гданьска (именно Yazz, а не Jazz, потому что их музыка — смесь альтернативного рока, панка, этники и джаза). Из двух названных последние были сильнее. Они уже играли в Киеве и Виннице осенью прошлого года. Мощные духовики трубач Антоний Зют Граляк и саксофонист Арек Корецкий в содружестве с отличной ритм-секцией гитариста Войтека Мазолевского, барабанщика Кубы Старушкевича и лидера-композитора-бас-гитариста Тымона Тыманского всегда создают этот драйв-грув бухающей где-то в груди диафрагмы и выглядят ярко, крепко, интересно. Заканчивали же тыманцы, как всегда, песней Beatles Come Together, которая у них звучала смело, пафосно, по-настоящему джаз-роково. Примерно в той же стилистике работает чешское трио бас-гитариста Павла Якуба Рыбы (плюс альт-саксофонист Петр Венкрбек и барабанщик Юрий Кольман). Я слышала их во время одесского Джаз-карнавала-2004. Музыканты вновь держались на сцене очень свободно. И эта свобода адекватна их ясной, положительно заряженной, простой музыке. Все трое очень виртуозны, имеют индивидуальное творческое лицо, и это сразу же понравилось слушателям.

***

Лучшей фьюжн-командой Львова-2006 стала краковская Eastcom. Здесь играют клавишник-лидер Себастьян Бернатович, саксофонист Ришард Кравчик, отлично известный в Украине и Европе американский бас-гитарист — могучий темнокожий красавец Стив Логан и два ударника: на барабанах Филипп Мозул и перкуссионист профессор Ян Пильх. Музыканты все — отменные, один другого крепче, с академическим образованием, а Себастьян даже начинал карьеру на конкурсе Шопена. В зале филармонии авторские композиции Бернатовича и Кравчика из недавно вышедшего первого альбома группы Teenlove порадовали любителей умной и одновременно очень напористой, сверхсовременной, чувственной и непростой музыки. Слушая, я ощущала интонационную объемность: многослойность вертикали и тембров, мощный, точно рассчитанный эмоциональный и формообразующий план, подъемы и спады каждой фразы и общей драматургии каждой композиции, свежесть гармонических построений и роскошных модуляций, всю «мясистость» звука. Например, в одной из последних композиций были и заманчивое вступление, и ясно-щемящая нежная тема, и неожиданные тональные выходы в кульминациях, и вдруг открывающееся свежее дыхание модуляций, потом спад-затишье перед бурей и снова медленное ненавязчивое музицирование, затем переходящее в короткую мощную коду. После концерта Себастьян признался, что перед выходом музыканты, играющие в основном в клубах, очень волновались, понимая ответственность выступления на филармонической сцене. Я же подумала, что они — подтверждение правила о том, что чем качественнее артист, музыкант, художник — тем выше его спрос с себя. И увы, наоборот…

***

Антиподом почти всему, звучавшему в течение четырех вечеров (не качеством, а характером, содержанием своей музыки), было выступление тоже краковского трио (фортепиано — Йоахим Менцель, контрабас — Анджей Швейс и ударные — Лукаш Жита) в сопровождении хорошего львовского камерного оркестра «Леополис». Менцель — чистый лирик, польский полевой василек — и внешне (он чем-то похож на Пьера Ришара и Аркадия Укупника), и музыкально. Его композиции пронизаны народными интонациями польских песен и танцев — мазура, куявека, одземе, полонеза — чистой ясной славянской мелодикой и ритмикой. Формы, как в мазурках Шопена — в основном простая трехчастность (крайние, неимпровизационные разделы в сопровождении струнных, и серединка — групповые джазированные вариации всего трио на первую тему или контрастный выход солиста с новым материалом). То, что возникало под руками пианиста, шло от его желания быть естественным, глубокого ощущения родной музыки. И хотя в общем программа была составлена скорее не по принципу контрастности, а подобности, в ней были отдельные эмоциональные вспышки, а оркестр звучал просто замечательно.

Комментарий

Директор «Дзиги» Маркиян Иващишин — фигура в украинской культуре знаковая — говорит:

— Я люблю джаз и воспитан на Джоне Колтрейне (выдающийся американский саксофонист-новатор и виртуоз — О.К.). Мы дружим с двумя польскими джазовыми школами: Вроцлавской и Краковской. Правда, не хватает финансов, чтобы пригласить музыкантов из Нью-Орлеана, с которыми у нас тоже хорошие отношения. Хотя нам с самого начала помогают спонсоры — «КомфортСервис» и «ГаличАртБуд» — просто потому, что люди, там работающие, любят джаз. Впрочем, теперь мы за счет продажи пива, кофе и билетов уже окупаем фестиваль.

О.К. — Скажите, Маркиян, у львовского джаза есть свое лицо, сформирована собственная творческая школа?

— Пока нет, но у нас выросло около тридцати молодых музыкантов, которые прогрессируют и со временем заполнят существующую нишу. Парадокс, что во Львове до сих пор не было джазового клуба, тем более что имеется бешеный спрос на эту музыку, большая джазовая среда. Мы и с консерваторией думаем договориться, хотя это будет непросто: ректор Игорь Пилатюк — человек очень академичный. Но мы, как минимум, попробуем открыть при ней джазовую студию, где сверхурочные занятия будут проводить контрабасисит Марк Токар и барабанщик Анатолий Шацкий, уже имеющие опыт преподавания в Польше. Из украинских фестивалей мы тесно сотрудничаем с Винницким. И киевляне у нас играли: пианист Владимир Соляник, группа Night Groove.