UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛИТЕРАТУРА И 11 СЕНТЯБРЯ

Все мы уже вроде бы смирились с тем, что мир после 11 сентября «стал другим». Как становился иным после Освенцима, Чернобыля и других всемирных катастроф, вызванных человеческим «гением»...

Автор: Андрей Бондар

Все мы уже вроде бы смирились с тем, что мир после 11 сентября «стал другим». Как становился иным после Освенцима, Чернобыля и других всемирных катастроф, вызванных человеческим «гением». Мало найдется в мире наглецов, которые решились бы сказать, что после 11 сентября, по сути, ничего не изменилось. Самое главное «достижение» этого миниапокалипсиса — максимально обостренное разделение человечества на «нас» и «них», почти окончательный крах надежд на взаимопонимание и диалог Востока и Запада. Мир после 11 сентября стал черно-белым. Миру уж в который раз нанесена болезненная и неизлечимая травма. Мир распрощался с постмодернизмом. Но и получил шанс как-то замыслиться над сложившимся состоянием вещей. Иными словами, антропология, литература и кинематограф получили изрядную порцию адреналина.

В течение первого года «после 11 сентября» Запад растерянно ищет виноватых, превращая ежедневные сведения об арестованных и подозреваемых террористах из «Аль-Каиды» в увлекательный триллер с продолжением и... отсутствием серьезных доказательств. Коран в оставленном автомобиле — пока самое большее, на что могут рассчитывать не очень утонченные искатели виноватых. «Вероятнее всего, это арабы», — считает затурканное различными СМИ большинство. «Очень похоже на японцев. Там целая культура камикадзе-смертников», — говорят более утонченные знатоки. «Подобный теракт по силам лишь мощной государственной структуре. Cherchez la Russie!», — подгавкивают еще не отучившиеся от терминологии «красной угрозы». «Да это ведь сами американцы и сделали, чтобы укротить Афганистан, Ирак, Палестину и Ливию с Суданом», — скажут представители противоположного лагеря. Как-то странно, что вне подозрения остаются души погибших от американских бомбардировок вьетнамских детей. Но это вообще сюжет душевнобольного человека.

Короче говоря, клубок столь запутан, что хватит на десятилетие — мемуаров, кассовых фильмов, психодрам и просто драм, а главное — многочисленных спекуляций, выдумок, мистификаций. Мифология как никогда нужна современному человеку. Но больше всего об 11 сентября появится различной литературы. Не один конспиролог с писательскими амбициями пожелает сделать на этой горячей теме себе имя. Первая приличная попытка подобного толка уже сделана: подарок французского автора Тьерри Мейсана американцам к первой годовщине трагедии. Уверен, его книжка «11.09. Большая ложь» побьет все рекорды популярности в США. Так вот каждый работает, как может. И использование трагедии с собственной целью — уж никак в наше время нельзя запретить. Да и кто решится запретить выдумывать?

Но побеждает тот, кто в своих выдумках заходит как можно дальше. Главный вывод француза-выдумщика таков: атака на Всемирный торговый центр и Пентагон осуществлялась без участия захваченных самолетов. Писатель утверждает, что мир обманули еще задолго до событий 11 сентября. Теория Мейсана заключается в том, что военная клика в американском правительстве использовала дистанционное управление, чтобы направить два самолета в «близнецов», и что в Пентагон врезался не самолет Аmerican Airlines, а американская ракета. (Любопытно, а куда девались 64 пассажира рейса №77 вместе с самолетом?)

Несмотря на сокрушительную критику со стороны французских СМИ, книга несколько месяцев держалась на пике популярности. Мейсан благородно надеется, что его книга вызовет бурные дебаты в США, которые откроют миру глаза на то, что же на самом деле произошло. А пока такие дебаты не ведутся, писатель будет грести лопатой заслуженные американские деньги, что тоже, в конце концов, весьма благородно. Имеется в его словах и толика разумных соображений о том, как Америка использовала ситуацию с 11 сентября в «наведении порядка» в Афганистане, которому досталось по шапке за гипотетическое пребывание там гипотетического Усамы, который гипотетически причастен к американской трагедии. Но для этого открытия можно и не быть писателем.

В целом же книгу Мейсана считают идеологическим заказом левого французского интеллектуального истеблишмента, до сих пор страдающего традиционным антиамериканизмом. А такие вещи, как и любая, даже очень закамуфлированная, ксенофобия, очень хорошо продаются. Так же хорошо расходятся в России антисемитские опусы
А.Проханова, так же в США ходят по рукам антиарабские брошюрки, так же в Пакистане с успехом продается антииндийская литература. Так всегда было. Но, к сожалению, после 11 сентября все это приобрело размеры какой-то тотальной ненависти и нетерпимости. А трагедии — всего лишь контрапункты, которые иногда поднимают наихудшее, что имеется в человеке.