| |||||
М.А.Булгаков, 1927 г. |
...каштаны и май и, главное, вечный маяк впереди...
М.Булгаков
В конце апреля внезапно, расцвели в Киеве каштаны. Май перевыполнил план по праздникам, и на улицах многолюдно: приехали любоваться каштанами гости из разных градов, весей и стран. В Лавре давно невиданные очереди в пещеры, на Андреевском спуске слышен явно московский говорок. Понятен интерес москвичей к дому №13 на Андреевском спуске, «Дому Турбиных», как его зовут с легкой руки Виктора Некрасова уже четвертый десяток лет. В Москве все еще нет музея Булгакова, а киевский музей отмечает день рождения великого земляка в его доме уже тринадцатый раз.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения самой младшей сестры писателя — Елены, Лёли, как ее звали в семье. Елена Афанасьевна училась в Киевской гимназии святой княгини Ольги, но получила не аттестат, а скромное удостоверение о том, что она «прослушала курс сей гимназии», 14 мая 1919 года. Весной этого памятного года Леля вместе с одноклассницами выпускала рукописный журнал «Зелёныя мысли». Вышел, собственно, только один номер — февральский, а мартовский остался в черновиках в семье Машовец, любезно предоставившей музею копии журнала. «Ученицы эти, связанные добрыми отношениями и в некотором роде единомышленницы, сами издают и сами пишут в своем журнале. Имена их суть: Леля Булгакова,Шура Вахнина,Нина Терпиловская, Зоя Равич, Надя Галицкая, Маня Бронштейн и Люда Машовец». Сочинение Лели Булгаковой озаглавлено: «Есть ли в будничной, обыкновенной жизни красота?», и 17-летняя девушка решительно объявляет о своей приверженности к красоте жизни, подкрепляя свои мысли цитатами из любимых авторов. Поступив на филологический факультет и закончив Киевский университет,Елена Булгакова уезжает в Москву. Она вышла замуж за филолога Михаила Светлаева. У них родилась дочь, названная Варварой — полная тезка бабушки, Варвары Михайловны, «светлой королевы» в романе «Белая гвардия». Варвара Михайловна Булгакова умерла в возрасте 52 лет 1 февраля 1922 года. Роман о событиях зимы 1918/1919 года начинается с похорон матери: «Когда отпевали мать, был май». Отпевание происходит в пасхальные дни, когда открыты ворота в рай на небе, как в храмах открыты царские врата.
В последние дни смертельной болезни старшего брата младшая была ближе всех сестер (это еще и потому, что у Светлаевых был телефон дома). Елена Афанасьевна умерла в том же возрасте, что и мама, — в 52 года.
В записных книжках писателя, еще не опубликованных, адреса и телефоны сестер и братьев записаны карандашом и чернилами по нескольку раз.
Но одна книжка, наверное, «самая киевская». Красная обложка, в ней — листочки. На первом — надпись зелеными, чуть расплывшимися (может, от киевских дождей) чернилами: «Бедному Булгакину от любящего Юджина-прокурора. Москва.17.У.36. Извини, что с опозданием». Эта надпись была приведена в работе «Архив М.А.Булгакова», написанной М.Чудаковой много лет назад. «Юджин-прокурор» — Старший сын Е.С.Булгаковой, Женя. Он остался с отцом, но отчима своего очень любил. Опоздал — с подарком на день рождения. Вместе с МХАТом М.А. и Е.С.Булгаковы отправляются в Киев. На обороте первого листочка: «Поезд Киев—Москва, 11 июня 1936, 6 часов дня». Крупным почерком: «поведи тещу на В.горку». Далее идут рисунки, расшифрованные Л.Яновской в книге «Треугольник Воланда». Это лист каштана и Андреевский спуск с намеком на дом №13 чуть ниже Воздвиженской улицы. И еще далее — неужели не опознанный никем «домпостройкиизумительной»? — он самый и есть. Все окошки на месте и балкон на втором этаже. Будем надеяться, что скоро этот рисунок попадет в Дом Турбиных.
Полистаем листочки из книжки. Адреса Бондаревского М.М., Вольского, Кириченко Семена Трифоновича, директора Киев. УЗАПа. Расписание дачных поездов. Копия заявления в УЗАП Михаила Афанасьевича Булгакова.
Прошу выдать мне авансом в счет гонорара по Киеву за спектакли «Дни Турбиных» и «Мертвые души» (по «Мертвым душам» за вычетом 1/6 гонорара в пользу В.Г.Сахновского) в сумме пять тысяч рублей, запросив на такую выдачу управление по охране авторских прав в Москве.
М.Булгаков
Киев 4.VI.36 г.
Несколько киевских адресов: Кониковского, Загорского, Микитенко И.К., Кочерги И.А., Оттона Семеновича Глузмана. Записаны названия киевской флоры с подробным разглядыванием листов и листочков крушины, акации, явора. «Липа — мелкие жилки на солнце»...
Для понимания заявления в УЗАП обратимся к письму, отправленному из Москвы 14.06.36:
«По возвращении в тощей пачке писем нашел, к большому удовольствию, твое, дорогой Сережа! /.../ Киев настолько ослепителен, что у меня родилось желание покинуть Москву, переселиться, чтобы дожить жизнь над Днепром.
Надо полагать, что это временная вспышка, порожденная сознанием безвыходности положения, сознанием, истерзавшим и Люсю, и меня.
Интереснейшая реакция получилась, когда я сказал о своем проекте кое-кому из МХАТа. У всех одинаково: взор диковатый, встревоженный и полное неодобрение. Как будто я сказал что-то неприличное. С большим интересом я наблюдал собеседников!
О гастролях говорить не хочется, устал от театра. Турбиных привезли и играют без петлюровской картины.
Марков сказал Люсе, что в прессе о «Турбиных» решено не писать.
Одну гастрольную сценку, впрочем, опишу я. /…/
...подходит в коридоре ко мне жуткий симпатяга.
— Позвольте познакомиться с вами, товарищ Булгаков. Я в таком восхищении от «Турбиных», что хотел подойти к вам на спектакле, да момента не мог улучить. Ах, какая чудная пьеса! Ах...
Комплименты, рукопожатия и прочая чушь собачья. Спрашиваю, с кем имею удовольствие. Оказывается, литератор, фамилия неразборчива, написал «Укразию».
Выражаю чувство огорчения, что не знаю этой вещи.
Симпатяга, окатив меня на прощание комплиментами, смывается. Оказывается, что это он явился в УЗАП и соврал, что «Турбиных» снимают. Из-за него шептались, бегали, ездили проверять. /.../
Когда поезд отошел, и я, быть может, в последний раз глянул на Днепр...»
Что же такое «Укразия»? Это не театр, это — кино. 1925 год. И автор (соавтор М.Борисова) — Юрий (Георгий) Михайлович Стабовой (1894—1968). Через год, в 1926-м, за 10 лет до гастролей МХАТа в Киеве, он снял фильм «ПКП»
— «Пилсудский купил Петлюру» (по сценарию, написанному совместно с Я.Лившицем).
Надо ли продолжать поиски Юрия-Георгия Михайловича? Хорошо, что Архив-музей литературы и искусства компьютеризировал свои фонды и мне сообщили, что есть письма Стабового к переводчику Бобирю, но уже 60-х годов. Позже «отошел от кино, занимался литературной деятельностью» (это по «Кинословарю»). Одна из его пьес — «Коллеги» — написана по В.Аксенову.
15 мая, в день рождения Михаила Булгакова, гости увидели очередную постановку музейного театра. Начиналось все с постановки «Дней Турбиных». Д.Лидер представил свой вариант сценографии пьесы. Потом были «Последние дни» в совместной постановке Д.Лидера и К.Питоевой-Лидер. «Бег» и «Записки покойника» Кира Николаевна представляла сама. В этом году — «Зойкина квартира» — подарок не только Булгакову, но и Лидеру, который однажды назвал свою жену «лучшей ученицей».
Через год сотрудники музея будут отмечать десятилетие открытия экспозиции на втором этаже, где мирно уживаются Булгаковы и Турбины (автор концепции — К.Питоева, художник — А.Крыжопольский). За это время в дом №13 по Андреевскому спуску «вернулось» немало кузенов и кузин, дядюшек и тетушек — со стороны Булгаковых. И со стороны Турбиных — на Алексеевский спуск,13, — находят дорогу герои других произведений писателя.
Сюда приходят посетители, туристы,специалисты в первый раз. А потом возвращаются во второй и третий, и четвертый раз уже как гости дома, они приводят своих друзей, знакомых. Дом живет. Пусть не зарастает к нему народная тропа.