Уже второй съезд провела Лига меценатов, не так давно зарегистрированная Минюстом Украины. Что это за структура, какие ее цели и задания - об этом разговор с писателем и исполнительным директором Лиги меценатов Михаилом СЛАБОШПИЦКИМ. Кстати, он -автор читабельной документальной повести о канадском миллионере, украинце по происхождению, Петре Яцыке «Українець, який відмовився бути бідним», а ныне работает над книгой «Українські меценати. Біографічні ескізи».
- Михаил Федотович, как, у кого возникла идея создать Лигу меценатов?
- Когда мы с Яцыком работали над книгой о его жизни, будто сама по себе возникла идея: вот собрать бы десять-двадцать украинцев, умеющих честным трудом делать деньги, и создать что-то наподобие клуба. Говорили тогда с паном Петром много о специфической украинской ментальности: уж если наш брат, украинец, имеет деньги, то очень уж боится ими рисковать, вложить в дело. Ведь бизнес -это исключительная смелость: за день можно стать банкротом и потерять все... Говорили о том, что такой клуб нужен еще и потому, что украинцы, вследствие продолжительного периода безгосударственности, разучились мыслить по-государственному. Каждый привык в первую очередь думать о себе, уж в лучшем случае «я» и Украина, но не наоборот... Я рассказал Яцыку, какие сложные отношения были между двумя украинскими меценатами - Чикаленко и Сымыренко, - и все-таки они нашли общий язык и много сделали для украинской культуры. Собственно, прообраз Лиги меценатов уже существовал в нашей истории. Яцык сказал: ищите в Украине предприимчивых людей - и создадим соответствующую структуру. Необходимо, чтобы клуб этот, в хорошем, нормальном смысле элитарный, свидетельствовал о зрелости нации. В Украине, как и во всем цивилизованном мире, должна развиваться специфическая благородная философия предприимчивого человека: Бог дал мне, значит, я должен поделиться, дать деньги на доброе дело. Сначала Яцык скептически реагировал на мои заверения, что у нас уже есть такие люди. И самым счастливым своим днем пан Петро считает день знакомства с украинскими меценатами. Да, нам важно было собрать таких людей, познакомиться друг с другом и сказать: «Мы - сила, которая не имеет ничего общего ни с одной партией, которая не заигрывает ни с левыми, ни с правыми, а придерживается центристской позиции». Наша организация может идти на сотрудничество с правительством, оставляя за собой право на критику, конечно же, конструктивную. Это должна быть сила, заставляющая прислушиваться к ней.
- Как все-таки ваша идея обрастала живой плотью?
- Я занялся розыском нужных людей: некоторое время напряженно следил за прессой (собственно, и теперь занимаюсь этим). Начал писать о потенциальных меценатах: много встречался с разными людьми. Не все, естественно, принимали нашу идею. Но я понимал: если хотя бы один из десятка бизнесменов согласится войти в Лигу меценатов - это уже хорошо. Ведь на сегодняшний день, к сожалению, украинский капитал и украинский патриотизм ходят разными дорогами. Но есть поразительные люди. К примеру, Иван Кикта из Дрогобыча. Ему только 33 года. Но он обустроил огромное хозяйство, а, главное, меценатская жилка в нем естественна, и он развивает свои добротворческие планы. Яцык был счастлив познакомиться с ним не только потому, что это удачливый предприимчивый труженик, но и потому, что он понимает проблемы своей страны не как посторонний, а как патриот. Поразила Яцыка и Галина Подопригора из Харькова, которая держит на себе интернат - он так теперь и называется: «Галина»; там 150 маленьких сирот считают ее своей мамой.
Итак, был составлен устав Лиги, пункты которого предусматривают все, что так или иначе способствует развитию меценатской деятельности в Украине. Время реализации идеи - полтора года: они ушли на подготовительный этап, изучение ситуации. Создан кодекс этики мецената: краеугольным камнем в нем является запрещение использовать свою благотворительную деятельность с целью саморекламы - здесь мы взяли в качестве примера устав Ротари-клуба.
На презентацию Лиги приехали и украинцы из-за океана: Яцык, Эраст Гоцуляк, который, кстати, купил помещение амбасады для Украины в Канаде и финансирует кафедру в Альбертском университете. Приехал также представитель поэта и финансиста Юрия Емца Юрий Шумко - все это очень интересные люди, о которых я мог бы рассказывать очень много: знаю их давно.
- Михаил Федотович, скажите откровенно: верите ли вы, что идеи Лиги меценатов будут восприняты «широкими массами», как мы привыкли говорить, и получат надежную поддержку бизнесменов?
- Начну вот с чего. Украинский народ, как мы особенно часто теперь говорим, имеет много славных традиций. Но! - надо бы разобраться с культом народных героев, которые забирали у богачей добро -награбленное, оно, мол, - и раздавали его затем бедным. Существовало постоянное традиционное оправдание экспроприации: грабь награбленное и распределяй. Это особенность восточнославянской ментальности или только украинской? Не здесь ли почва для таких страшных событий, как Октябрьская революция? И вот что получается, какой крен: выходит человек из музея восточного и западного искусства в Киеве, спросите его, кто таков Олекса Довбуш, Устым Кармалюк, Мыкола Шугай - он ответит: народные герои, борцы за социальную справедливость. А спросить того же человека: кто собрал коллекцию, которая стала основой современного музейного собрания, - вряд ли ответит. А, скажем, имена Варвары и Богдана Ханенко многим и сегодня неизвестны. Возьмем музей русского искусства, основанный Терещенко: о нем тоже мало кто знает. Знают ли обыкновенные киевляне, что две женщины - Варвара Николаевна, племянница Терещенко, и жена Ханенко - сделали для Киева больше, чем советская власть за все свои семьдесят лет? Они строили дома для престарелых, давали деньги на строительство Политехнического института, много сил отдали на строительство музея, который теперь называется Национальным художественным музеем украинского изобразительного искусства. Так вот: Лига должна распространять в нашем обществе идею меценатства. Необходимо издавать журнал, где будет информация о спонсорах. А ненависть к богатым людям - не наш путь, надо пересмотреть эту традиционную черту нашего народа. Это совсем иная точка зрения на систему ценностей, которая сложилась на протяжении веков.
Конечно, далеко не все меценаты собрались в Лиге - но они придут к нам со временем: будут узнавать о нашей деятельности, захотят присоединиться к нам. Мы не есть организация только для украинцев, но наша цель - способствовать развитию гражданского общества в Украине, именно под углом развития меценатства.
- О каких конкретных программах, принятых Лигой, вы могли бы уже сегодня рассказать?
- На втором собрании Лиги в Трускавце приняли две большие программы. Первая: проведение фестиваля-конкурса «Українська мова - українським дітям». Помните, номенклатурный шахтер в свое время говорил Горбачову: мол, если бы от украинского языка было больше колбасы, то он бы его учил. Собственно, украинский язык должен приносить деньги, ведь это язык государственный. Идею государственности несет преимущественно элита, а «широкие массы» заняты делами очень и очень земными. Это реальность - она такова везде. Мы же должны показать маленьким украинским детям, что украинский язык необходимо знать в нашем государстве, что он -своеобразный капитал. Посоветуемся с педагогами: деньги ли давать или ценные подарки победителям. Конкурс проведем по всей Украине, начиная с юга и востока. К сожалению, представитель Министерства образования на собрание Лиги меценатов в Трускавец не прибыл, хотя мы приглашали и все расходы брали на себя. Но, уверен, проведем конкурс вместе с министерством: чтобы это была акция действительно на государственном уровне. Относительно второй программы. Центр им. Петра Яцыка (Канада) перевел на английский язык восемь томов «Истории Украины-Руси» М.Грушевского. Президент Украины Л.Кучма согласился взять дело под свой патронат - и на государственном уровне этот корпус монографии будет распространяться в мире. Мир хочет знать, что это за страна такая - Украина. Далее этой программой предусмотрено публикацию исследований, которые информировали бы мир о нашей стране.
К нам много кто обращается поддержать уже существующие программы, но мы строго будем придерживаться своих планов и строго рассматривать все предложения. А вступление мецената в нашу Лигу отнюдь не означает его отказ от собственных планов и обязательств.
- А вы заинтересованы в количестве членов Лиги?
- Мы - не политическая партия, чтобы сушить голову над массовостью. Люди приходят, приносят заявления. Много директоров больших банков изучают сейчас наш статут - надеюсь, они пополнят наши ряды. Вот получили заявление от исполнительного директора миссии «Думки про віру» епископа лютеранской церкви Ярослава Шепелявца. В наших рядах - генеральный директор львовской фирмы «Світоч» А. Тавпаш - уникальный человек.
- А что вам больше всего мешает?
- Самый большой враг института меценатства в Украине сегодня -Украинское государство, как ни парадоксально это звучит. Сделано все, чтобы благотворительности не было. Даже в России существует закон о меценатстве. У нас же уже продолжительное время гуляет по Верховному Совету проект такого закона - а воз и ныне там. Во всем мире сумма пожертвований не обкладывается налогом. У нас же - не как у людей. Государство наше не хочет жить по законам цивилизованного мира, оно ведет себя как... рэкетир. Мол, сверху виднее, куда какие деньги должны идти. А в царской России, хоть как мы ее теперь критикуем, за благотворительность удостаивались дворянского звания, получали ордена. Таким образом и наши Терещенки стали дворянами в тогдашней России. В нашей независимой Украине имеем террор налоговой инспекции. Лига меценатов обратилась с письмом к Президенту Украины, чтобы он способствовал защите и престижу благотворительности и меценатства. Провели недавно конференцию, посвященную политике государства в этой сфере - была она представительной и интересной. Во всем мире престижные программы в области культуры финансирует не государство, а спонсоры и меценаты. Ведь это - дело чести. Нам же еще надо расти до такого понимания сути дела: говорю, имея в виду и государство, и бизнесменов.
- Михаил Федотович, несколько слов о книге, которую вы заканчиваете: вы все в той же теме меценатов...
- Это книга об украинских меценатах: хочу показать, что в традициях нашего народа был и институт доброчинності. Вот несколько фактов. Александр Мышуга, известный певец, получавший огромные гонорары, жил чрезвычайно скромно. Свои же гонорары отдавал на Научное общество имени Т. Шевченко и другие цели. Григорий Галаган «жил не по чину», как писал о нем в письме А. Крымский. Он отдавал все свои сбережения на коллегию, таким образом увековечивая память своего рано умершего сына. А в этой знаменитой коллегии учились талантливые дети, преподавали наилучшие учителя, профессора - все это нужно было содержать на уровне. Васыль Сымыренко, известный сахарозаводчик, поручил историку Владимиру Антоновичу распоряжаться своими деньгами на украинские дела: 15% дохода отдавал на них. А в своем завещании написал: все, что останется после его смерти, принадлежит украинским деятелям культуры. Жаль, что надвинувшаяся вскоре советская экспроприация уничтожила этот прообраз нашего литфонда.
Задание Лиги меценатов - возродить традиции благотворительности.