UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕТО ЗАКОНЧИЛОСЬ, ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Так назвать свою пьесу по роману Ирвина Шоу «Люси Краун» драматург Ярослав Стельмах очевидно решил для того, чтобы ею было логично начинать новые театральные сезоны...

Автор: Алла Подлужная

Так назвать свою пьесу по роману Ирвина Шоу «Люси Краун» драматург Ярослав Стельмах очевидно решил для того, чтобы ею было логично начинать новые театральные сезоны. Во всяком случае, Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра так и поступил. Вначале осени, после беззаботного теплого лета театр открыл свой сезон премьерой спектакля «Так закончилось лето…» в постановке народного артиста Украины Эдуарда Митницкого.

Что же произошло в то далекое лето, о котором рассказывает спектакль, почему, даже закончившись, оно навсегда осталось в памяти тех, чью судьбу изменило, поломало, искалечило? Во всех своих работах Митницкий стремится уходить от использования трюизмов, он всегда ищет оригинальный, образный ход спектакля. И в новой премьере его изобретательность воплощается в интересное режиссерское решение. На театре всегда непросто показывать временные срезы, это не кино с его огромными визуальными возможностями. Театральная сиюминутность действия может вызвать ощущение искусственности момента. Но в спектакле «Так закончилось лето…» этого ощущения счастливо избегают. Режиссер «препарирует» время, под его творческим микроскопом три временно-пространственных пласта: 1937 год, 1944-й, 1957-й, Америка, Европа. Он меняет хронологию, чередуя таким образом, чтобы их неожиданность захватывала дух у зрителей своей непредсказуемостью и в то же время правдоподобностью. Казалось бы, решение простое - на заднике сцены высвечивается надпись с местом и годом происходящего, трансформируется сценография (Т.Русецкая), создает соответствующее настроение музыка (А.Курий) и начинается действие картины 1957 года, чтобы потом вернуться на двадцать лет назад, затем в сорок четвертый, и так по кругу. В этой смене картин продумано все до мельчайших подробностей, действие органично выстроено и логично оправданно. Спектакль звучит как хорошо слаженный оркестр и как отрадно, что в нем понятие актерского ансамбля воспринимается нормой существования актеров. А перед ними - непростая задача: сыграть эти временные перепады, сделать их органичными и во внешнем проявлении, и на уровне внутреннего проживания.

Люси Краун (К.Николаева) встречается с сыном Тони (Н.Боклан) через двадцать лет разлуки, на которую они вынуждены были обречь себя в результате событий того памятного лета… И вот, виток назад - молодая Люси, Тони-подросток (А.Цывинский), лето, отдых, загородный дом. Муж Люси, Оливер (заслуженный артист Украины А.Ященко), желая возмужания сына, нанимает для него компаньона, двадцатилетнего юношу Джефа (В.Линецкий). Уезжая в город, он оставляет их втроем. А далее сюжет развивается стремительно - не в силах бороться с собой, Люси уступает бурной страсти Джефа, «этого ребенка», как она его называет, Тони узнает об их связи, сообщает об этом отцу и все… рушится их мир. За три часа сценического времени актерам необходимо прожить целую жизнь. К.Николаева - эмоциональный центр спектакля. Актриса легко перевоплощается из возраста в возраст, демонстрирует весь спектр чувств: лиричная, романтическая Люси, светящаяся от любви, напротив, ожесточившаяся, холодная, или сосредоточенно-умудренная, многое постигшая через свое страдание. Органика актрисы, убедительность созданного ею образа покоряет зрителей. Подобные чувства рождаются от игры В.Линецкого, который доказывает, что его актерский диапазон не имеет пределов, от работ А.Цывинского, А.Ященко, Н.Боклана. Не случайно большинство сцен спектакля выстроены как дуэтные. Идет беспрерывная цепь диалогов людей, пытающихся найти в жизни свою правду. И каждый из них ищет эту правду о себе своим способом, так, как он это понимает. Путь героев этой истории - печальный путь к себе. Может их опыт и сослужит службу кому-нибудь, но постигать бессмысленность жизни и ее высокий смысл предстоит каждому, всякий раз заново. Спектакль «Так закончилось лето…» хорош своей многомерностью. Если выводить некую определенную общую формулу впечатления от увиденного, мне кажется, она звучала бы примерно так: беспощадность жизни уравновешивается ее способностью примирения.

В финале спектакля на заднике сцены зажглись все три даты событий, наконец-то волей режиссера временные пласты «наложились» друг на друга и засветилась сквозь них надежда. Так хочется примириться с собой, с другими, примириться с жизнью. Спектакль «Так закончилось лето…» выполнил предназначение, в общем-то, любого произведения искусства - вселил оптимизм, дал надежду, подарил веру, заставил поверить в любовь. Каждый год лето заканчивается, но жизнь продолжается.