UA / RU
Поддержать ZN.ua

Леонид Бакштаев: «ПРЕРВАННАЯ ИСПОВЕДЬ»

Уходят из нашей быстротечной жизни люди, становясь историей. Но не боюсь повторить избитую истину: они живы до тех пор, пока жива наша память...

Автор: Елена Мащенко

Уходят из нашей быстротечной жизни люди, становясь историей. Но не боюсь повторить избитую истину: они живы до тех пор, пока жива наша память. 4 декабря в Республиканском Доме кинематографистов состоялся вечер памяти народного артиста Украины Леонида Бакштаева и презентация его книги, написанной в последний год жизни. Спектакли и фильмы с участием Бакштаева по праву являются неотъемлемой частью нашей культуры. Множество ролей было сыграно в театре и кино, вспомним лишь «Белую птицу с черной отметиной», «Аты-баты шли солдаты», «В бой идут одни старики». Прошло много времени с момента их создания, многое изменилось до неузнаваемости, а сыгранное Бакштаевым предстает сегодня еще более глубоким, ошеломляюще пронзительным и ярким. Жизнь артиста была наполнена и трудностями, и страданиями, и творческими озарениями, невероятным самопожертвованием и безграничной щедростью души. Детство, совпавшее с раскулачиванием, «коллективизацией», голодомором, война, учеба, долгий путь становления творческой личности, возвышенная любовь к жене - этим наполнена «Прерванная исповедь» Леонида Бакштаева. Присутствовавшие на вечере близкие, друзья и коллеги артиста поделились своими воспоминаниями.

Ада Роговцева: «Смешное не вспоминается. Легкое тоже. Жил трудом и любовью. Без свободного времени и развлечений. Я никогда не видела Алешу возмущенным, раздраженным, отчаявшимся. Это был человек, умевший жить и любить.

Алеша ушел, но осталась его любовь. Чем дальше он уходит, тем ближе становится. Одна из моих самых больших жизненных удач - это встреча и долгая совместная работа с таким человеком».

Ирина Дука: «Когда безвременно уходят из жизни люди, такие близкие, как Леша, остается чувство вины и ничем не заполненная пустота... Он был замечательный актер и человек, индивидуальность, личность на сцене и в то же время типаж, то, что у нас никогда не ценится... Бакштаев - выдающееся явление в украинской культуре».

Олег Комаров: «Он был очень основательным человеком. Выросший в лесу и воспитанный фактически дедушкой, он умел делать все. Когда он внезапно заболел, мне трудно было в это поверить. Его мужество и нравственная позиция ощутимы в повести, которую он писал, пока мог держать перо... Книга посвящена жене Маше»...

Юрий Ляшенко: «Бакштаев был начисто лишен фанаберии, амбиций и в творчестве, и в жизни, потому даже молодые называли его Лешей. Я пригласил его в фильм «День первый, день последний», где он снимался с Любой Виролайнен. Считаю, это была первая итоговая работа в кино молодого Леонида, фильм, заявивший о художнике, заряженном программой красоты, человеческой гармонии, которая необходима и сейчас.

На III Международном кинофестивале славянских и православных народов мы были в 1994 году с последней нашей общей работой «Записки курносого Мефистофеля», в которой Леша играл Сосницкого. Образ Сосницкого, каков он в романе В.Винниченко, не требовал углубления в психологию. Там он более прост, одномерен. Но мы имеем щедрую индивидуальность исполнителя. Работа Л.Бакштаева отличалась интеллигентной раскованностью, органичной эмоциональностью, выразительной остротой. Его игра была как бы камертоном для всех исполнителей. Лучшие оценки зрителей и прессы были адресованы Л.Бакштаеву... Человечность, скромность, природная порядочность, любовь к профессии - все это приносило свои плоды на сцене и на экране, одновременно лишая его иммунитета против завистливой закулисной возни».

Почти год ушел у В.Шлапака, редактора альманаха «Ренессанс», на поиск людей, которые смогли бы помочь в издании книги. Поэтому много теплых слов благодарности прозвучало на вечере в адрес председателя правления акционерно-коммерческого Реал-Банка Ю.М.Шрамко за оказанную неоценимую помощь. И мы, читатели, рады возможности еще раз прикоснуться к подлинному Таланту.