UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЕНСКИЙ, ПАОЛИНО И ДАЖЕ… ФИГАРО

Мы уже привыкли к тому, что творческие юбилеи солистов Национальной оперы проходят без особой огласки, не всегда сопровождаясь бенефисными спектаклями...

Автор: Александр Москалец
Александр Дьяченко — князь Голицын («Хованщина»)

Мы уже привыкли к тому, что творческие юбилеи солистов Национальной оперы проходят без особой огласки, не всегда сопровождаясь бенефисными спектаклями. О таких юбилеях помнят только те, кто, годами приходя в театр, следит за успехами давно полюбившихся певцов. Нынче исполнилось 20 лет с того времени, как солист Национальной оперы Украины, народный артист Украины Александр Дьяченко дебютировал на столичной сцене. Уроженец Горловки, он в 1978 году поступил в Киевскую консерваторию в класс народного артиста Украины Владимира Тимохина. На четвертом курсе за его плечами было уже несколько выступлений в партии Ленского на сцене консерваторской оперной студии. Ирина Молостова, собиравшаяся тогда ставить «Онегина», пришла на студийный спектакль и предложила ему принять участие в отборочном прослушивании в театре. Действо это проходило прямо на сцене, среди членов худсовета был Стефан Турчак — дирижер-постановщик нового спектакля. В результате уже в сезоне 1982/1983 года Дьяченко дважды спел Ленского. В дальнейшем судьба певца складывалась так, что ему не приходилось выступать в партиях второго плана. Некоторые из них он проходил в классе, но на сцену не выносил. Его старшие коллеги считали, что Александр и так «распоется», что относиться к нему нужно бережно, и верили в молодого тенора.

Доверие было оправдано. Партия Юродивого в «Борисе Годунове» стала второй партией, спетой Дьяченко на сцене Национальной оперы. Маэстро Стефан Турчак тогда сказал певцу: «Вы спели ее так, как я всегда хотел услышать, но никогда не слышал». Хотя она не может быть названа партией первого положения, стоит ли говорить о том, какое место занимает в русской оперной культуре после того как была освящена именем великого Козловского. В киевском спектакле часть партии Юродивого купирована. Но на гастрольных спектаклях театр обязательно показывает и сцену под Кромами перед сценой смерти Бориса. Большую часть времени, в течение которого существует этот спектакль, Александр Дьяченко остается бессменным исполнителем этой партии на сцене столичной Оперы.

С партией Юродивого в жизни певца было связано жестокое испытание. Во время гастролей в Польше перед самым спектаклем он получил по телефону известие о том, что два часа назад скончалась его мать. Замены для исполнителя партии Юродивого не было, и театр рисковал заплатить огромную неустойку за отмену всего спектакля. Трудно представить, сколько самообладания понадобилось певцу, чтобы согласиться в тот вечер выйти на сцену и сразу после этого отбыть первым же рейсом домой, едва успевая в Горловку на похороны…

Певец признается, что в опере его увлекает драматическое начало — взаимодействие с партнерами, построение мизансцен, «лепка» образа. В этом смысле такие партии, как Дон Оттавио в моцартовском «Дон Жуане», не полностью ему близки. Дон Оттавио относится к разряду бездейственных, «слишком хороших», так называемых «голубых» героев. Недаром Доминго, отвечая на вопрос о самой нелюбимой партии, назвал именно Дона Оттавио, так как в нем «собран весь мармелад и сладости Востока». Не говоря уж о том, что Моцарта трудно петь, невзирая на кажущуюся легкость фактуры. Хотя в киевском «Дон Жуане» Дон Оттавио в исполнении Дьяченко сразу обратил на себя внимание. Филигранное звуковедение в обеих сложнейших ариях, стилевая точность, органичность сценического решения образа, убедительно выявленный присущий ему светлый колорит — всем этим запомнилась работа Дьяченко в «Дон Жуане». К числу партий классического репертуара, спетых Дьяченко, относится и Паолино в «Тайном браке» Д.Чимароза. Этот образ решен более динамично, в духе комической оперы. Спектакль поставлен в расчете на развитые актерские способности солистов. Обилие речитативов, игровое взаимодействие с партнерами — все это потребовало от Дьяченко сложной координации комплекса присущих ему артистических качеств. Юмор, обаяние, юношеский пыл, пластичность — все соединилось в этой партии. Жаль, что сейчас «Тайный брак» практически уходит с киевской сцены.

Одной из наиболее значительных партий, продолжающих этот ряд, является партия графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини. Без малейшего преувеличения Александра Дьяченко можно назвать лучшим исполнителем этой партии на киевской сцене. С «Цирюльником» у нашего зрителя ассоциируется немало любопытных наблюдений и сценических курьезов, Дьяченко также оказывался к ним причастен. Всем известно, что по ходу оперы Альмавива извлекает из своих карманов бесчисленное количество кошельков, записок и т.д. Случалось так, что нужной записки в кармане не оказывалось и беспомощный Альмавива рисковал попасть впросак. В таких случаях Александру Дьяченко помогал один из постоянных партнеров по этому спектаклю Владимир Лосицкий (доктор Бартоло). В нужный момент он нередко услужливо «подсовывал» заготовленную заранее записку, если ее вовремя не оказывалось в кармане графа. А иногда и самому Альмавиве приходилось выручать коллег. В одном из спектаклей у исполнителя партии Фигаро неожиданно пропал голос, и, чтобы спасти положение, в терцете с Розиной Дьяченко пришлось пропеть все реплики Фигаро.

При лирическом амплуа его дарования Дьяченко, в силу своих взглядов на оперную драматургию, стремится усиливать конфликтность и многогранность создаваемых им характеров. В партии Ленского он ищет больше мужественности и достоинства, чем это принято. Идеальным исполнителем этой партии Дьяченко считает Лемешева, которому также удавалось уходить от сугубо звукового и умозрительного построения этого образа.

В перечень партий, исполненных певцом, входят и Альфред в «Травиате», и князь Голицын в «Хованщине», и Петро в «Наталке Полтавке», и Андрей в «Тарасе Бульбе», и многие другие. Таким образом, палитра оперных характеров охвачена целиком — философско-психологические, лирико-драматические и жанровые партии представлены в репертуаре певца достаточно полно.

В августе сего года Дьяченко уже не в первый раз принял участие в крупнейшем международном музыкальном фестивале во французском городе Шез-Дьё, который проходит в старинном соборе ХI века и спонсируется при личном участии Жака Ширака. На этот раз исполнялся редко звучащий «Реквием» А.Дворжака. Пресса назвала украинских солистов «суперзвездами из Украины» (в их числе, кроме Александра Дьяченко, были Светлана Добронравова, Людмила Юрченко и Валентин Пивоваров). В прошлом году на этом фестивале в том же составе «Реквием» Верди звучал четырежды. Кроме этого, на гастролях Дьяченко исполнял и другие произведения кантатно-ораториального жанра — Девятую симфонию Бетховена, «Маленькую торжественную мессу» и «Стабат Матер» Россини. Увы, в Украине камерная концертная деятельность в настоящее время совершенно не находит слушательского спроса. Дьяченко мечтает спеть программу, состоящую из русских классических романсов, в первую очередь Чайковского и Рахманинова. Он помнит традиции камерного исполнительства, которым следовал его педагог Владимир Тимохин. О Тимохине певец всегда говорит с особой теплотой и признательностью, отмечая, что без него он не сложился бы как музыкант. Но сейчас в нашей стране оперному певцу очень трудно посвящать себя концертной деятельности.

Уже в течение десяти лет и сам Дьяченко преподает в Национальной музыкальной академии. В настоящее время в его классе десять студентов, в основном это теноры. Многие стремятся в его класс, и Дьяченко, с трудом умеющий говорить «нет», идет навстречу молодежи. Хотя преподавательская нагрузка требует больших затрат времени. В классе Дьяченко особая атмосфера — иногда студенты, воспользовавшись его советом во время урока и получив быстрый результат, удивившись, восхищенно смотрят на своего педагога как на волшебника. Все это происходит благодаря умению Дьяченко «слышать» голоса и оптимально диагностировать возможности студентов.

Не чужд Александр Дьяченко и общественной деятельности — он возглавляет профком Национальной оперы. На эту должность певца избрали почти единогласно год назад, сразу после его возвращения с гастролей в Голландии. Видимо, такое доверие и единодушие кое-что говорят об отношении к нему коллег по театру.

На днях Дьяченко вступает в свой 21-й в жизни сезон. А нам остается почаще приходить на его спектакли, не стесняться признавать заслуги наших солистов и говорить добрые слова в их адрес.