Город у моря, наполненный юмором и лукавством. Необыкновенный город детства...
Взятие турецкой крепости Хаджи-Бей ознаменовалось двумя событиями: питьем горилки и танцами - исполнялся гопак. После переименования крепости в город Одессу в 1794 году она стала портовым городом и административным центром Новороссийского генерал-губернаторства. Сюда прибывали беженцы: болгары, греки, албанцы. Жили итальянцы. Обосновались немцы, поляки. Город интернациональный. В нем проживает только одна национальность - одесситы. Город музыкальных, театральных, литературных традиций.
После основания города были даны первые театральные представления. Годом рождения театра считается 1803-й. Тогда была поставлена опера Облепимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». В Одесском театре выступали Карузо, Тито Руфо, Шаляпин, Собинов, Нежданова, Айседора Дункан. Стены слышали музыку Чайковского, Рубинштейна, Глазунова. Театральные газеты и журналы не только освещали художественную жизнь города, но и воспитывали вкусы. К началу двадцатого столетия в городе издавалось восемь газет.
Спустя сто один год после создания Одессы в Треугольном переулке, 11 появился новорожденный. Архивная справка гласит: «Дана в том, что имеется актовая запись о рождении за 1895 год по раввинату города Одессы на Вайсбейн Лазаря Иосифовича. Родители - Вайсбейн Иосиф Кельманович, мать Вайсбейн Малка». Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок получил образование, овладел престижной профессией. Престижными считались врачи, учителя, адвокаты. Люди этих профессий могли жить за чертой оседлости в Петербурге, Москве. Об этом мечтали и супруги Вайсбейн. В этой семье все дети получили высшее образование, за исключением одного. Но этот один достиг наибольшей известности и популярности.
Однако вернемся к Одессе. Остановимся перед двухэтажным зданием. Оно сохранилось в том виде, как было открыто в 1884 году. Называлось Коммерческим училищем Файга. Состав педагогов был сильным. Географию преподавал Петр Катаев, отец двух писателей: Валентина Катаева и Евгения Петрова. Живопись вели будущие академики Ладижинский и Костанди. Училище было на хорошем счету.
Директором училища был действительный статский советник, профессор Новороссийского университета Федоров. Он был большой меломан. Написал оперу «Бахчисарайский фонтан». Всячески прививал ученикам любовь к музыке, театру, пению. Были кружки художественного чтения и два оркестра: симфонический и щипковых инструментов.
Непременным участником спектаклей, художественного чтения (как стихов, так и гоголевской прозы), запевалой ученического хора, самостоятельно выучившимся играть на скрипке, был Ледя. С самого раннего детства он был очарован музыкой, которая звучала за стеной их квартиры в Треугольном переулке, где жил скрипач. Чтобы не пропустить ни единого звука, юное дарование ложилось на пол возле двери. Скрипичные звуки вошли в сердце мальчика и сделали скрипку любимым инструментом.
...Одна из девочек, приглашенных на бал в училище Файга, звалась Клавой Новиковой. Она была почти актриса. Почти примадонна. Она дала контрамарку Леде на спектакль в Театр новостей, что находился на Молдаванке. Она почти целую минуту находилась на сцене. Ледя был переполнен впечатлениями. На уроке Закона Божьего Ледя с восхищением рассказывал о театре, пересказывал услышанные за кулисами анекдоты, вызывая неудержимый смех учеников.
За двадцать три года существования Коммерческого училища был один случай отчисления. Единственным учеником, исключенным из храма науки, был Ледя Вайсбейн.
Это событие его не удручало. Он познакомился с рыбаками. Они брали его с собой на лов. Он пел им песни, мечтал стать знаменитым. Находясь на пляже Ланжерон, он взглянул наверх. Увидел утес. Тут же решил, что неплохо взять фамилию Утесин, Утесов...
Кругом была музыка. Из окон Лондонской гостиницы неслись румынские мелодии. Проходя мимо Оперного театра, он вслушивался в мелодии Верди.
На Куликовом поле под барабанный бой учили солдат. Рядом располагались кукольники, балаганы, натягивалось шапито. Владелец заведения гнул подковы, рвал цепи, мерился силой с каждым желающим. Ледю увлекает цирковое представление. Он мечтает там работать. Уверяет, что он грамотный человек. Умеет считать, писать, читать стихи, знает поэтов и писателей. Но покорило Якова Захаровича Кудрявцева, владельца заведения, то, что юноша знал, где находится Большая Медведица и Полярная звезда. Судя по его обстоятельным и подробным вопросам о расположении небесных тел, предприниматель собрался открыть там свой филиал. «Самый грамотный человек» в заведении начинает работать зазывалой и «прислугой за все»...
Желание стать артистом не покинуло его, несмотря ни на что. Выступает в деревянном театре «Юмор» вместе с любимцем одесской публики Хенкиным. В Большом Ришельевском театре ставится «Прекрасная Елена». В спектакле был занят борец-профессионал, чемпион России по тяжелой атлетике Иван Михайлович Заикин. Во время гастролей театра в городе Александровске восемнадцатилетний Ледя Вайсбейн знакомится с актрисой Еленой Осиповной Ренской и женится на ней. Брак супругов Утесовых длился почти полвека, не дотянув одного года до золотой свадьбы.
Много всего и всякого видела Одесса - город легенд, традиций, воспоминаний, С интересом наблюдали одесситы, как в ноябре 1918 года немцы и австрийцы покинули город, как сбежал гетман Скоропадский, как учредилась директория во главе с Петлюрой и Винниченко, как прохаживались по городу казаки. Их головы украшали каракулевые папахи с длинным желто-голубым язычком, с кистью на конце.
Все слышала Одесса. И невероятную смесь различных языков, и множество жаргонных словечек, и замысловатую, цветистую, многоэтажную брань. Слышала и шепотом произносимое слово «погром».
По улицам Одессы расхаживал коренастый, небольшого роста человек с молниеносными движениями. За нагловато-пренебрежительный взгляд его раскосых глаз одесские воры намертво приклеили ему ярлык «Миши Япончика», напрочь забыв его настоящую фамилию - Винницкий. Знаток Талмуда и французского языка Исаак Бабель, со дня рождения которого минуло сто лет, ввел его в русскую литературу под именем Бени Крика. В книге, так же как и в жизни, одесские уркаганы и налетчики признали в нем некоронованного короля Молдаванки.
Все меняется: публика, названия, даже скамейки. Прошли годы! Ушли люди. Какие люди!
Однажды Утесов в вагоне поезда услышал, как один попутчик рассказывал другому небылицы о его детстве и жизни. Он решил рассказать сам о себе. Рассказывал он о себе в трех книгах: «Записки актера», «С песней по жизни», «Спасибо, сердце». Однако ни в одной не упомянул о фамилии родителей, не опубликовал фотографии брата, сестры. Сестра была двойняшкой. Она родилась на целых пятнадцать минут раньше своего брата, что давало ему основание шутить: «Еще до рождения я был воспитанным мужчиной. Даже тогда пропустил даму вперед».
Но одна из самых любопытных бесед состоялась после концерта в госпитале. К нему подошла женщина. Рассказала, что она партизанка. Была ранена. Сейчас поправляется. Потом перешла к национальному вопросу:
- Леонид Осипович, ваша дочь еврейка?
Да!
А жена?
Тоже.
А сам-то кто?
Еврей.
Ой, шо вы на себе напраслину наговариваете?!