Начало года в украинском шоу-бизнесе «ознаменовалось» двумя знаковыми событиями: заявлением оргкомитета Всеукраинской премии в области музыки и массовых зрелищ «Золотая Жар-птица» о том, что премия за 2002 год не будет вручаться, и заявлением единственного всеукраинского музыкального информагентства «ЛУНА» о прекращении деятельности и закрытии. Произошли эти события независимо друг от друга, тем не менее, словно частички пазла, составили целостную картинку — отразив ситуацию на отечественном рынке современного музыкального искусства.
«Жар-птице» не до полетов
Причиной своего решения не вручать премию «Золотая Жар-птица» за 2002 год оргкомитет назвал низкую конкуренцию во многих номинациях и недостаточное количество ярких работ в прошлом году.
— Мы хорошо понимаем, что большинство премий в Украине будут и дальше вручать исполнителям, несмотря на реальное состояние отечественной музыкальной культуры, — говорит инициатор премии «Золотая Жар-птица», почетный президент «Таврийских игр» Николай Баграев. — Но будут ли эти премии ценными для украинской культуры и желанными для самих музыкантов? В нашем случае мы твердо решили не награждать артиста «хотя бы за что-то». 2002 год в украинской музыке был откровенно застойным, поэтому пока в стране не появятся по-настоящему яркие творческие работы, мы считаем целесообразным «Золотую Жар-птицу» «заморозить».
Напомним, что премия была основана в 1996 году с целью поддержания престижа украинской музыкальной культуры, промоушена самых лучших ее представителей. На сегодня существует девять номинаций: «Рок-группа», «Поп-группа», «Певица», «Певец», «Видеоклип», «Сольная программа украинского исполнителя», «Альбом», «Открытие», «Песня». По словам членов оргкомитета Всеукраинской премии, в этом году выбрать настоящих победителей можно было не больше чем в трех номинациях.
Беззащитная музыка
Украинская «звезда», один из крупнейших «коллекционеров» статуэтки «Золотая Жар-птица» Александр Пономарев весьма сожалеет, что в этом году премию не будут вручать, поскольку считает, что она — хороший стимул для труда. «Другое дело, что ничего яркого в 2002 году все-таки не произошло», — соглашается с оргкомитетом певец.
Пономарев считает, что причина сегодняшнего застоя лежит в законодательном поле. «Закон о телевидении и радиовещании Украины» определяет, что в эфире электронных СМИ должно быть 50% украинской продукции. Непродуманность закона приводит к тому, что клипы украинских исполнителей прокручивают, в лучшем случае, в обеденное, в худшем — в ночное время, когда эфир имеет низкий рейтинг. Зато радио и телевидение целенаправленно навязывают публике русскоязычную продукцию, изначально создавая на нее спрос, а потом утверждая, что именно она делает им рейтинг. Также певец подчеркивает, что из-за качества закона возникает подмена понятий. Речь идет об украинском продукте. Именно он должен был бы быть частью украиноязычной культуры, а не клип или альбом Земфиры, записанный в Киеве и классифицированный программными директорами радиостанций и телеканалов как «украинский продукт».
Отсутствие притока денег в украинский шоу-бизнес объясняется тем, что спонсоров не удовлетворяют условия, предлагаемые СМИ для размещения клипов, соответственно — и рекламы их продукта. Нежелание спонсировать клипы певцов, по мнению Пономарева, объясняется просто: почему бизнесмены должны вкладывать деньги в развитие шоу-бизнеса, если сами средства массовой информации, задача которых популяризировать украинский продукт, не заинтересованы в этом.
Пономарев убежден, что моду на свою культуру нужно диктовать, даже определенным образом навязывать, как это делается во всем мире. И усовершенствование законодательной базы, по его мнению, — первый и один из главных шагов.
Конкурентоспособность — единственная причина
Игорь Лихута, продюсер еще одной «звезды» украинской сцены Таисии Повалий, считает, что сегодняшняя ситуация с отменой премии «Золотая Жар-птица» абсолютно логична.
— Во-первых, я всегда довольно скептично относился к любым награждениям в Украине, — говорит Игорь Лихута. — На Западе можно подсчитать количество проданных дисков — это показывает реальную популярность певца. У нас все эти награждения очень субъективны и часто отражают не столь культурные, сколько политические процессы.
Во-вторых, идея премии «Жар-птица» себя исчерпала. Исчезла ценность награды, поскольку все известные певцы заняли свои ниши, а молодых, столь же сильных, пока нет. Несколько лет назад, когда Ирина Билык в какой-то номинации опередила Таисию Повалий, — это было достижение. Сегодня это соперничество стерто, соответственно стерлась и потребность в соревнованиях.
С официальной причиной «замораживания» премии Игорь Лихута не соглашается, считая, что в украинском шоу-бизнесе происходит много процессов, поднимающих отечественную культуру на качественно новый уровень. Продюсер считает, что именно в прошлом году состоялся прорыв украинских певцов на западные рынки, ведь многие выступали с концертами не только в России, но и в Польше, Англии, Израиле, Америке. (Позволю себе заметить: кто выступал в роли публики на этих концертах, продюсер не уточнял.) Игорь Лихута считает, что никаких серьезных изменений рынок массовой музыкальной культуры не требует. Дескать, не может все произойти в один день: был сильный прорыв, должен быть и застой. Самой большой глупостью продюсер считает разговоры о запрете приезда российских певцов в Украину. «Это единственный способ создать конкурентный рынок и побуждать украинских певцов работать», — утверждает Лихута.
«Жар-птица» сменила курс
Музыкальный критик, автор музыкальной телепрограммы «Тынды-рынды» (телеканал «Гравис») Александр Евтушенко объясняет позицию оргкомитета премии только одним: для них это стало финансово неинтересно. «Полагаю, организаторы «Жар-птицы» сменили свои ориентиры — вот и все, — комментирует Александр Евтушенко. — Не секрет, что для инициаторов фестиваля «Таврийские игры» и Всеукраинской премии «Золотая Жар-птица» это были «золотые акции» в PR-кампании, они стали хорошим трамплином для политического восхождения».
По мнению Евтушенко, в Украине происходит достаточно для того, чтобы сделать выбор и награждать этой премией. Другое дело, что даже если бы премию не отменили, выбирали бы «среди своих», как полагается. Вокруг «Таврийских игр» давно сложилась своя тусовка, которая из года в год делит между собой не только награды, но и политические симпатии.
Музыкальный критик не сожалеет, что «Жар-птица» «сложила крылышки», поскольку, в соответствии с теорией «сбалансированности процессов в обществе», это означает, что с отмиранием старого должно появиться что-то новое, возможно, более качественное.
«ЛУНА» закатилась
Фактически одновременно с «замораживанием» «Золотой Жар-птицы» решалась судьба единственного всеукраинского культурного агентства «ЛУНА», базовой информацией для которого были события украинского шоу-бизнеса. После продолжительных, почти двухлетних, раздумий и колебаний агентство решили все-таки закрыть. По словам сотрудников «ЛУНЫ», десять лет назад, когда агентство основывалось, уровень потребности в культурной, особенно музыкальной информации был высок. Кроме того, ранее агентство предоставляло информацию о российском и западном шоу-бизнесе, которую сегодня можно найти в Интернете.
— Первоочередная причина закрытия «ЛУНЫ» — отсутствие событий в украинской массовой культуре, — рассказывает главный редактор агентства Ирина Конончук. — Последние два года недостаток информации ощущается очень сильно. Не о чем писать, нечего анализировать и соответственно нет интереса к нашему информационному продукту. На сегодня есть несколько динамично развивающихся украинских исполнителей, но для общего движения этого мало. Как по мне, украинский шоу-бизнес сегодня приобрел черты местечковости. И пока он не начнет выходить из этого состояния, в информации нужды не будет.
Почему же не поется?
Закрытие агентства «ЛУНА» и «замораживание» крупнейшей Всеукраинской премии в области музыки и массовых зрелищ «Золотая Жар-птица» в самом деле порождают много мыслей и вопросов. Главные из них — традиционные «кто виноват?» и «что делать?» Участники шоу-бизнеса называют порой полярные причины. И все же оргкомитет «Жар-птицы» сделал важный и смелый шаг. Ведь таким образом организаторы фестиваля «Таврийские игры» и Всеукраинской премии «Жар-птица» признали, что модель музыкального рынка, которую они строили с начала девяностых, потерпела крах, зашла в тупик, породила сегодняшний застой.
На самом деле, положение вещей в украинском шоу-бизнесе объясняется просто: массовая культура отражает состояние и нужды масс. А поскольку украинским массам интереснее мариновать выращенные на дачном участке огурцы, нежели подумать, как изменить ситуацию вокруг себя, за них это сделают другие. В конце концов, влияние на сознание существовало во все времена, вопрос в том, кто какую роль в нем играет.
Сказать, что для создания качественного музыкального продукта и его популяризации нужно прежде всего изменить несколько статей закона, — это просто попытка снять с себя ответственность «за тишину», за нежелание или неспособность руководить вкусами слушателя, воспитывать у него определенное видение современной украинской музыки. Несмотря на все препятствия, песнями и клипами «Океана Эльзы» заполнены радио- и телеэфиры, их крутят в рейтинговое время, а фотопортретами участников группы украшают обложки модных журналов. Бесспорно, закон требует вмешательств и совершенствования, но является ли он первопричиной сегодняшнего застоя?
Отсутствие новых ярких имен на музыкальном небосклоне, по словам оргкомитета, ставшее одной из главных причин «замораживания» «Жар-птицы», в значительной мере связано и с тем, какую позицию в отношении этих процессов занимают сами участники шоу-бизнеса. Кое-кто утверждает, что «новички» просто не дотягивают до них. А ведь действительно трудно претендовать на плотно заселенную и тщательно охраняемую нишу.
На самом деле для раскрутки не нужны огромные суммы, необходима система, которую должны выстроить участники процесса. Справедливо ли замечание продюсера, на протяжении десятилетия заботящегося только об одной звезде, об отсутствии новых конкурентоспособных талантов, если сам он не пытался их искать? Вспомним проект «Стать звездой» и количество талантливых участников из Украины. Быть может, проблема именно в нежелании или неспособности создать в Украине «фабрику звезд»?
Разорвать «заколдованный круг» очень просто — нужно творить искусство и учиться «искусству продавать искусство». Ведь создается впечатление, что для большинства приход в шоу-бизнес — желание показать себя, удовлетворить собственные амбиции, сорвать куш, повысить социальный статус, но не музыкальное искусство. В результате участники процесса достигают желаемого: находят богатых мужей, зарабатывают деньги, делают политическую карьеру, но писать о развитии отечественного шоу-бизнеса нечего, а награждать за достижения в сфере современного музыкального искусства — некого... Если это не крайняя минусовая точка, от которой должно начаться движение вперед, я начну мариновать огурцы…