UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лавры да рожки

Государственных премий украинским карикатуристам не дают и даже не номинируют на них. Несолидный они народ, ненадежный...

Автор: Олег Смаль

Государственных премий украинским карикатуристам не дают и даже не номинируют на них. Несолидный они народ, ненадежный. Любое торжество могут испортить. Представьте себе, большая сцена, портрет Кобзаря в рушниках, президент награждает титанов национального духа, поет грудастый хор, настоящие и глицериновые слезы наворачиваются присутствующим на глаза. Апофеоз! И тут вытаскивают на яркий свет какого-то небритого, не привыкшего к микрофонам и телекамерам мужика с карандашом за ухом. Фанфары. На всклокоченные вихры карикатуриста водружается лавровый венок. Ну не удержится художник, чтобы не испортить торжество, — приделает рожки над государственной головой. Смех. Скандал. Охранники. Так что лучше обходить стороной этих язвительных рисовальщиков — нет для них ничего святого! Хотя если копнуть в историю, все-таки приложился один киевлянин-карикатурист к государственной премиальной казне — вечно живой Борис Ефимов (родился в 1900 году!) является лауреатом аж двух сталинских премий (больше только у Кукрыниксов). В последних интервью он рассказывает, как рисовал карикатуры на Сталина. Не знаю, не видел. А вот его лихое сопровождение репрессий тридцатых годов, которое хохотом должно было заглушить вопли расстреливаемых, нашим гражданам известно слишком хорошо. Храни судьба наших художников от такой славы!

Первое апреля — профессиональный праздник карикатуристов во всем мире. И поскольку сутью работы веселых художников является стремление развеселить этот унылый мир и заставить его стать гуманнее, наши корифеи не могли не организовать показ своих работ. В киевской галерее «Майстерня» организована серия выставок «Карикатуристы Украины». Первую пятерку смельчаков составили Анатолий Василенко, Алексей Кохан, Александр Михушев, Владимир Солонько, Валерий Чмырев. Общий «карикатурный стаж» этих художников приближается уже к двум столетиям, а творческий актив достигает десятков тысяч работ — залов Лувра не хватит, чтобы разместить эти шедевры юмора и сатиры. Если бы не эти художники, ой как трудно было бы редактору журнала «Перець» Михаилу Пруднику лавировать в бурном море диковатой экономики. Стоит посетить выставку этих светлых пессимистов и черных оптимистов. Улыбка гарантирована!