UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛАБИРИНТ В ИНЫЕ МИРЫ

Шелковый водопад видений и предчувствий. Батики Наталии Гронской. Странно-красивый мир хрупкой женщины...

Автор: Алексей Титаренко

Шелковый водопад видений и предчувствий. Батики Наталии Гронской. Странно-красивый мир хрупкой женщины. То Симурги, то Навзикаи - «тридцать прочтений» Борхеса и мечты о Средиземноморье - «иногда мне кажется, я оттуда родом». Хрупкая женщина - хрупкий батик, мелькнувший яркий мотылек. Горячий, яванский! Эта древневосточная техника росписи ткани горячим воском, завезенная в Европу голландскими купцами в середине девятнадцатого века, легла бальзамом на раны стареющей европейской культуры.

В работе Наташа - карпатская знахарка. Отрешенный взгляд, натянутые на рамы ткани, сосуды, в которых что-то варится - «резервный состав». «Самое главное - настроиться, сосредоточиться». В горячем батике результат непредсказуем. Нужно предчувствие и особая открытость: способность услышать, увидеть рождающуюся на твоих глазах музыку цвета, формы и повести ее дальше. Не самонадеянное «эго», а умение слышать и видеть, осознать себя в гармонии с миром. Очень современная древняя яванская техника! «Мало кто сегодня возится с горячим батиком. Сложно, кропотливо». Проще и надежней - холодный, чисто декоративный. Да и коммерчески результативней - вон сколько «цветочков» по салонам. Но Наташу ведь тянет в «иные миры». Куда она денет те туманно-неоднозначные пространства, что не дают спать? В какие расчерченные лекалы загонишь «нечто, переходящее во что-то» или «Предчувствие Вифлеемской звезды» - когда сама форма вытягивается в крест? Написалось «в крест». Сопоставишь с названием - мороз по коже. Но как по-другому мог написать я, у которого сын родился через год после Чернобыля? И что чувствует Наташа, выпускающая на свет Божий из года в год свои «Апокалипсисы» под порядковыми номерами - I, II, ..., что твои «Челленджеры»? Завораживающе красиво, но...

Хороша «Фабрика грез» и все же художник, видно, просто не может иначе. Да и какая там пифия? Девочка, путешествующая в веках и культурах, доверчиво подходящая к Симургам, слышащая Сирен и видящая зиккураты. Истончившая зрение до невероятных пределов: в массиве строящейся башни проступает переплетение копошащихся тел, грозящих ее разрушить, в «Барочном празднике» - радостное мелькание кринолинов.

Метафора, символ, миф. Джентльменский набор. Вечно болезненное стремление современного художника к подсознанию, к корням, глубинам. Что, собственно, делает Н.Гронская в батике? Традиционное женское рукоделие втягивает в опасную игру с метафизикой, эстетикой бесконечных, ускользающих далей большой картины. Так, в общем-то, не делают даже на Западе, где на текстильных Лозанских биеннале - маэстрия техник и спецэффектов: фото-, термопечати, аэрографии и т.д. А картину? Картину там давно не пишут даже на холсте.

Может, и хорошо, что мы такие отсталые? У нас ведь подходит время крещенских гаданий, помните Александра Сергеевича? Сидит девушка, всматривается в волшебное зеркало батика, а в глубине: смутные линии, обретающие форму, тончайшие цветовые растяжки фантомной плоти. Головокружительные видения, лабиринт в иные миры.

В киевской галерее «Ирэна» - выставка Наталии Гронской.