UA / RU
Поддержать ZN.ua

La Biennale di Venezia: в поисках украинского павильона

Автор: Зоя Звиняцковская
© PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Pat Verbruggen.
© PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Pat Verbruggen.
© PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Pat Verbruggen.
© PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Pat Verbruggen.
© PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Pat Verbruggen.

Венецианская биеннале проходит сейчас в странные времена. Еще не закончилась пандемия ковида, уже началась ужасная война в Европе — и биеннале распята где-то между двумя трагедиями: телом еще в первой, головой уже во второй. Сквозные темы биеннале, определенные ее куратором этого года итальянкой Чечилией Алемани, философские и гуманистические, навеяны смертью, приходящей от самой природы. Куратор ставит вопрос об изменениях физических тел людей, их месте в биологическом разнообразии Земли, наконец, об обязанности человека перед планетой, другими людьми и формами жизни. Кроме этого, у кураторского проекта есть еще одна большая художественная и социальная функция: он выявляет множество малоизвестных или же вообще неизвестных широким массам женщин-художниц современности, а также содержит пять «капсул времени» — мини-экспозиций, где представлены выдающиеся (и, опять-таки, незаслуженно забытые) художницы ХХ века.

Мирные темы мирного цивилизованного общества, пытающегося осознать себя в трудные времена. И вот на этом фоне я искала украинский павильон, павильон страны, прямо сейчас принимающей ужасный вызов, вызов жестокой войны, — искала физически и, так сказать, ментально.

Сначала задача казалась простой. У официального павильона Украины есть адрес, указанный в путеводителе биеннале: здание Арсенала, второй этаж. Там размещен проект «Фонтан истощения» харьковского художника Павла Макова, представляющего в этом году Украину.

Это глубокий по замыслу и изящный по эстетике проект, идея которого родилась у художника почти 30 лет назад. Все эти годы проект «созревал», меняя визуальные воплощения, и вот наконец-то появился в виде системы из 78 медных воронок, в которых поток воды движется сверху вниз и, по замыслу, должен постепенно исчезать. Фонтан символизирует истощение ресурсов и человечества и представляет собой мощное и глубокое высказывание на эту тему.

Согласно замыслу, у проекта должна была быть большая сопровождающая документация (не доехавшая из-за войны), но случилось так, что главным смыслом и художественным образом проекта стала история того, как он вообще стал возможен в сложившихся условиях. Один из трех кураторов Борис Филоненко — харьковчанин, он занимался волонтерством в Харькове вплоть до самого проведения биеннале и выехал на открытие павильона из-под обстрелов. Второй куратор, Лизавета Герман, в начале марта на последних днях беременности под обстрелами вынуждена была уехать из Киева и родила сына во Львове (была на открытии с младенцем). Наконец, третий куратор, Мария Ланько, оказалась единственной, кто имел возможность, собственно, вывезти из Украины в Италию «Фонтан истощения»: трое суток Мария была за рулем, проехав всю военную Украину и пройдя до предела загруженную беженцами западную границу. Художник Павел Маков также приехал на биеннале прямо из своего родного города Харькова. Напряжение и трагедия этих невероятных событий стали основным невербальным месседжем всех публичных выступлений кураторской группы и художника.

То есть вот он, украинский павильон? Ну, да, но ведь на самом деле это не павильон в буквальном смысле. Павильоном называется зал, который Украина арендует в Арсенале, — один зал среди других, ничем от них не отделенный. В этом году, например, просто за нашим «павильоном» был сербский с коврами и рисунками отчаянных кислотных цветов, невольно ставших незваным и нежелательным фоном утонченному украинскому проекту.

Впрочем, есть еще один проект, представляющий Украину и входящий в официальную параллельную программу La Biennale di Venezia. Это масштабный и эффектный проект «Это Украина: Защищая свободу», представленный PinchukArtCentre и Фондом Виктора Пинчука в партнерстве с офисом президента Украины и Министерством культуры и информационной политики Украины.

PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Pat Verbruggen.

У PinchukArtCentre длинная и сложная история взаимоотношений с украинским павильоном. Были годы, когда артцентр полностью финансировал его, представлял проекты для него и фактически являлся его комиссаром под официальной эгидой Министерства культуры. Впоследствии, когда выборы украинского проекта биеннале стали проводиться путем открытого конкурса, PinchukArtCentre привозил в Венецию свою программу — выставку финалистов Future Generation Art Prize. Так должно было быть и в этом году, но 24 февраля изменило все планы.

Буквально в первые дни вторжения было принято решение отменить уже готовую выставку и начать делать совершенно новый проект, который бы резонировал с днем сегодняшним, — с привлечением знаковых произведений украинского искусства, в том числе музейного уровня. В условиях войны и вынужденного пребывания сотрудников PinchukArtCentre в разных частях Украины и Европы задача выглядела невыполнимой. Но энергия и настойчивость куратора Бйорна Гельдхофа вместе с напряженной работой команды совершили чудо, и сложная большая выставка открылась вовремя.

Проект состоит из двух частей. В первой, открывающейся знаковыми работами Татьяны Яблонской и Марии Примаченко, представлены произведения художников, которые продолжают жить и работать в Украине: монументальные полотна Леси Хоменко, масштабная инсталляция Никиты Кадана и впечатляющий «Киевский дневник» Евгений Белорусец. Во второй части экспозиции украинские художницы и художник представлены вместе с международными коллегами-друзьями Украины, создавшими работы на тему войны, — это демонстрирует сплоченность мирового сообщества вокруг Украины. Среди представленных авторов Марина Абрамович, Олафур Элиассон, JR, Дэмиен Херст, Борис Михайлов и Такаши Мураками. Отдельное место занимает проект газеты «Зеркало недели» — Серия «Мамы» (2019): портреты женщин, потерявших своих сыновей во время российско-украинской войны, длящейся уже восемь лет.

PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Валентина Ростовикова.

Особого внимания заслуживает церемония открытия, ставшая, по сути, отдельным мощным проектом. Чувствовалось, что бизнесмен и известный в мире авторитетный коллекционер Виктор Пинчук задействовал для этого все возможные ресурсы, институциональные рычаги и личные контакты, и в результате был создан мощный и потрясающий месседж. Во вступительной части к аудитории обратились мэр Венеции Луиджи Бруньяро и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто. Куратор основного проекта Чечилия Алемани также была на открытии вместе со многими знаковыми современными художниками и представителями международного арт-сообщества.

PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Валентина Ростовикова.

На церемонии открытия произошло почти беспрецедентное для отношений украинской власти с искусством событие: была представлена видеозапись специального обращения президента Украины Владимира Зеленского. В нем он, в частности, отметил возможности искусства в культурной дипломатии. «Искусство может рассказать миру то, что по-другому не рассказать», — подчеркнул президент. Наконец-то во главе нашего государства стоит человек, понимающий это.

PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Валентина Ростовикова.

Казалось бы, мощное обращение президента должно было стать кульминацией церемонии открытия, но оно оказалось лишь первым из настоящего каскада эмоциональных ударов. Святослав Вакарчук прямо из двора разбомбленного харьковского дома спел по видеосвязи «Обійми мене». На церемонии выступила Анастасия Гулий, которая пережила Холокост и сейчас является беженкой из Украины в Германии. Затем на сцену поднялась Тина Кароль, чтобы исполнить гимн Украины.

PinchukArtCentre © 2022. Фотограф: Валентина Ростовикова.

Бесспорно, именно этот проект и эта церемония стали эмоциональным апогеем украинского присутствия на биеннале этого года. Но это все-таки не павильон Украины, о котором я все время думала, особенно когда осматривала национальные павильоны в Джардини. Их там не очень много, их возвели давно и уже много лет новых павильонов не строили и даже речь об этом не идет. Вернее, не шла. Но в этом году там появился символический павильон Украины.

Речь идет об особом проекте Piazza Ucraina, который стал возможен благодаря любезному согласию дирекции биеннале, куратору основного проекта и консолидированным усилиям всех сил, задействованных в этом году в презентации Украины. La Biennale di Venezia представила нашу страну в Джардини отдельным символическим павильоном: Piazza Ucraina от кураторов украинского павильона Бориса Филоненко, Елизаветы Герман, Марии Ланько. Проект был реализован в сотрудничестве с Украинским художественным фондом экстренной помощи (UEAF) и Фондом Виктора Пинчука.

Проект представляет собой инсталляцию под открытым небом в Giardini della Biennale, спроектированную украинским архитектором Даной Косминой. В центре квадратного в плане открытого пространства возвышается композиция из наваленных друг на друга мешков: каждый украинец сейчас знает, что это. Там, под мешками, — памятник, то есть произведение искусства, прикрытое украинцами от бомбардировок российской армии. На обожженных столбах вокруг — принты работ, созданных украинскими художниками в первые месяцы войны как отклик на ужасное вторжение. Экспозиция будет меняться на протяжении всей работы «украинского павильона» в Джардини, то есть до сентября включительно, — будут экспонироваться новые работы, которые еще будут созданы, и работы тех художников, которые не смогли попасть на биеннале из-за войны.

Как мы уже точно осознали, не существует искусства «вне политики». Все — политика. Появление новых павильонов в Джардини всегда точно отображало геополитические изменения в мире. Если сложится так, что там все же должен появиться еще один павильон, то это, безусловно, должен быть павильон Украины.