Очередной лирико-драматический блог на тему тревожных предчувствий, вызванных событиями в Одессе, Львове, Трускавце и столице конечно: по некоторым версиям, призрачная угроза (не вплетать слово "зрада") нависла над сектором государственных учреждений культуры, которые вскоре могут начать коммерциализировать, дерепертуаризировать, а того и гляди - приватизировать. На нашей улице скучно не будет никогда.
Я очнулся, изумленный. Сквозь пелену сна ящик в больничной палате освещал "Светскую жизнь": умная, красивая и обаятельная Катя Осадчая, исторически утратив светскую клиентуру восточных соседей, призывает к светской ассимиляции выпускников трускавецкого ПТУ (политико-технологической учебки). И вот люди безо всяких светских манер, не все даже с должным образованием (о родословной в этом случае лучше вообще не заикаться) играют светских персонажей. И, в принципе, им все равно где играть - в парламентском фойе на Грушевского или посреди трех сосен в Трускавце. Поиграли, посветились, посвятились в новый светский орден, в новейшую масонскую ложу - и можно судьбы родины решать.
…Но это так, лирическая присказка. Суть фабулы будет несколько ниже, о другом.
Лет пять назад, когда я составлял книгу о противостоянии культуры массовой и культуры подлинной (книга называлась "АнтиРаневская", к счастью, два тиража разметены), возникла мысль обозначить эти явления более компактно и образно - массовка и духовка. То есть культура массовая, которая стала доминирующей - с этим бессмысленно спорить и этому глупо противостоять. И культура "высокая" - так называемая духовность, которая остается в репертуаре музыкальных и драматических театров, в книгах талантливых авторов.
То, что тогда мне казалось авторской сконструированной моделью вступительной главы ради, ныне обрело контуры общественно-социальной реальности - в различных ее гуманитарных отражениях.
Вот, скажем, доблестные выпускники трускавецкого ПТУ - кто они, милейшие? Носители, представители и адепты массовки. И здесь не надо указывать только в сторону народного депутата Юзика, потому что он сильно заметен издалека. Это касается, пожалуй, всей партийной мировоззренческой системы. Массовка работает для масс, массовка инвестирует в массы не только специальные сигналы и месседжи, но и неслабые бюджеты. Поскольку формулу "хлеба и зрелищ" никто никогда не отменит.
В пылу борьбы массовки за бюджеты, которые нужно скормить культуре массовой, почти никто из вождей и лидеров трускавецкого гуманитарного подпольного обкома не заметил и не прокомментировал два ЧП, случившиеся на днях на вражеской территории - в царстве духовки. Речь идет о громких скандалах в театральном Львове и театральной Одессе.
Как известно, в Одессе справедливые и доблестные пожарные через решение суда решили закрыть на ключ единственный в южном городе украинский театр. И некоторые внешние основания для серьезных намерений есть - не все замечания ГСЧС вовремя выполнены - ввиду отсутствия должного финансирования украинского театра в Одессе. Чтобы установить необходимые дымоотводы или настелить полезный линолеум, нужны средства.
Труд пожарного - важен, ответственен и необходим. Но здравый смысл и логика подсказывают, что подобные решения о закрытии или приостановке деятельности центральных театров не делаются в разгар театрального сезона, ведь для этого есть мертвое лето, когда многие проблемные моменты можно обсудить и утрясти, понять реальные сроки устранения тех или иных недочетов. В Одессе местные власти, естественно недовольны ситуацией. Некоторые говорят: мол, зачем политизировать ситуацию, делая акцент на украинском театре? Но если не акцентировать внимание ни на чем вообще, то на месте академического театра имени Васыля Васылька одним прекрасным утром можно будет обнаружить иную вывеску - типа "театр Колумба" (как в бессмертном романе одесситов Ильфа и Петрова). Надеюсь, до этого не дойдет, хотя от массовки ожидать можно всякого (об этом тоже чуть ниже).
В это же время во Львове, в Национальном театре имени Марии Заньковецкой часть труппы грозит устроить забастовку - из-за неподписания контракта их актеру-побратиму, хорошему человеку.
Сегодня, как известно, в театральной Украине доминирует директорская система управления театрами, и контракт того или иного сотрудника - зачастую в руках единоличного руководителя. Хорошо, если он мудрый и взвешенный и не станет ломать дров, а если где-то оступится, тут же - буря и натиск.
С другой стороны, лично я не считаю, что забастовка в театре - какой-то метод отстаивания прав. Это весьма ущербный метод, поскольку всех бастующих и даже штрейкбрехеров будет легче легкого уволить за нарушение трудовой дисциплины, срыв спектаклей или репетиций. Какой же выход, спросит кто-то. А его необходимо тщательно прописывать в так называемых коллективных договорах, нужна здравая и конструктивная позиция профессионального союза.
Но все это, пожалуй, цветочки по сравнению с тем, как в ближайшем будущем может плодоносить наш "садок вишневий". Мои источники в недрах Кабмина уже неоднократно говорили, что все эти игры актеришек - баловство и глупости, ведь впереди их ждет серьезное испытание. Одно из таких испытаний - очередная попытка выставить на "аукцион" приватизации некоторые культурные учреждения (не в виде духовки и не в виде массовки, а в виде стен, потолков и квадратных метров земли). Подобные попытки, как мы помним, предпринимались и ранее, но после шума и протестов сами собой угасали. Так, скажем, не удалось выставить на приватизацию в разные времена - ни киностудии (в том числе и имени Довженко), ни цирки.
Возможно ли подобное уже через год?
Формула не-Штайнмайера "у нас для вас в бюджете нет денег и надо что-то решать" - может быть, ускорит эти и подобные центробежные процессы.
Ну, допустим, понимаю, зачем приватизировать киностудии: там гектары непаханые под застройку жилыми комплексами (в центре и на окраинах). А вот кто посягнет на цирк, из которого скоро уже и зверей эвакуируют? Публицистические приемы в этом и подобных текстах позволяют предположить, что цирк может стать филиалом парламента - со всем вытекающим репертуаром массовки и массовыми зрелищами.
И, кстати, может быть, не зря даже одесские пожарные так озаботились техническим состоянием украинского театра. Вдруг уже и на него глаз положили, зная о стратегии и тактике возможной грядущей приватизации и дегуманизации. Если при предыдущей власти Фейсбук неоднократно цитировал фразу Уинстона Черчилля о значимости культуры (напомню, когда в Британии решили урезать расходы на культуру Черчилль возразил: мол, мы же и воюем за это, то есть за культуру). То в настоящее время всплыла цитата Бисмарка на ту же гуманитарную тему: "Враг идет туда, где проигрывает учитель и священник…".
Как бы то ни было, но если возникнут поползновения на территорию "садків вишневих" (то есть подлинных ценностей национальной культуры), все как один возьмем рогатки и пойдем стрелять по этим воробьям массовки - со слоганами "За Марусю Чурай!", "За Наталку і Терпелиху!", "За Секлету Лимериху!", "За Лисенка, Леонтовича, за Щедрик, ведрик і навіть вареник!".
Нескучная будет у нас культурная жизнь на этой линии фронта.