UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУРТ ВАЙЛЬ — ИЗВЕСТНЫЙ И НЕОЖИДАННЫЙ

Концерты оркестра «Перпетуум мобиле», руководимого Игорем Блажковым, вызывают неизменный интерес киевских слушателей...

Автор: Юрий Чекан

Концерты оркестра «Перпетуум мобиле», руководимого Игорем Блажковым, вызывают неизменный интерес киевских слушателей. Объясняется это очень просто — программы, предлагаемые Блажковым, всегда эксклюзивны и включают произведения, никогда дотоле не звучавшие в Украине. Это может быть музыка западноевропейского барокко и раннего классицизма (любители музыки помнят, например, аншлаговые концерты в костеле святого Александра, где звучали сочинения Франческо Дуранте и сыновей Баха). Это могут быть, наоборот, малоизвестные страницы музыки ХХ века, непревзойденным знатоком которой является Игорь Блажков, лично знавший таких корифеев, как Дмитрий Шостакович и Игорь Стравинский. На этот раз в актовом зале Киевского национального университета им.Тараса Шевченко, в котором 160 лет назад выступал Ференц Лист, звучала немецкая музыка — исполнялись произведения Курта Вайля (1900—1950).

Слушателям был открыт практически неизвестный Вайль. Он предстал не только как автор знаменитой «Трехгрошовой оперы» (кто не знает баллады о Мекки Ноже, ставшей мировым джазовым шлягером?), а как один из интереснейших академических композиторов первой половины ХХ века. Творческие искания Вайля находились в русле самых передовых тенденций 20—30-х годов — и не в арьергарде процесса, а в его авангарде. Наглядно убедиться в этом предоставил возможность концерт оркестра «Перпетуум мобиле» под руководством И.Блажкова. Впервые не только в Украине, но и в странах СНГ исполнялись «Берлинский реквием» (1928) — маленькая кантата для тенора, баритона, хора, духового оркестра и органа на тексты Бертольда Брехта (солисты — В.Тутченко и Ю.Олийнык, партия органа — Ольга Дмитренко) и камерный вокальный цикл «Женский танец» (1923) для сопрано, флейты, альта, кларнета, валторны и фагота на тексты миннезингеров (солистка — Ирина Зябченко).

Говорить о ярком художественном впечатлении от исполнения этой музыки было бы некоторым преувеличением (да и сложно разобраться в особенностях интерпретации практически неизвестных сочинений). Кроме того, именно художественное впечатление от «Берлинского реквиема», например, было несколько «смазано»: грандиозная хоровая арка, обрамляющая его, показалась несколько утлой. Силы учебного коллектива — академического хора студентов кафедры хорового дирижирования Национального университета культуры и искусств — явно не соответствовали сложности поставленной задачи. В то же время стильность исполнения сольных частей «Реквиема», вокального цикла и сюиты из музыки к «Трехгрошевой опере» не вызывает сомнений и заслуживает самых лестных слов.

С другой стороны, сложно переоценить истинное значение концерта в плане его просветительской направленности. Музыкальная атмосфера Украины обогатилась неведомыми ей доныне красками: музыка Курта Вайля из terra incognita — еще не превратилась в освоенный материк, но обрела зримые очертания. Именно приоритетностью этой сверхзадачи объясняются и наличие просветительского вступительного слова И.Блажкова, с присущим только ему академически-дидактическим оттенком, вполне понятным и уместным в акциях такого плана, и особенность компоновки программы, в которой звучало, например, два варианта одной части из вокального цикла «Женский танец». Речь идет о третьей части — «Если б холодным ключом» на текст неизвестного автора, прекрасно исполненной Ириной Зябченко в оригинальном варианте (в сопровождении камерного ансамбля) и в транскрипции для голоса и фортепиано, сделанной учителем Курта Вайля Ферручо Бузони (партия фортепиано — Кирилл Блажков).

Комплексно-просветительский характер концерта подчеркнули и развернутая в галерее «Университет» выставка репродукций произведений современников и друзей К.Вайля — Кете Кольвиц, Георга Гроса, Отто Дикса, Макса Бекмана, Эрнста Барлаха, а также изданные Немецким культурным центром «Гете-институт Киев» украинские переводы текстов прозвучавших произведений (автор — Иван Лучук).

Наконец, особую ауру концерту придало его посвящение памяти выдающегося музыканта, крупнейшего организатора музыкальной жизни Украины, блестящего знатока джаза Владимира Симоненко. Как оказалось, именно В.Симоненко в 1983 году был одним из инициаторов создания мобильного коллектива, призванного исполнять неизвестную музыку, — оркестра «Перпетуум мобиле». В память о нем коллектив отныне называется оркестр «Перпетуум мобиле» имени Владимира Симоненко.