UA / RU
Поддержать ZN.ua

Курсом Курбаса — в Тернополь

Понаблюдать за маневрами режиссеров, творящих свои, иные, духовные миры регулярно собираются в старинном Тернополе критики и театралы...

Автор: Алла Подлужная

Понаблюдать за маневрами режиссеров, творящих свои, иные, духовные миры регулярно собираются в старинном Тернополе критики и театралы. Фестиваль «Тернопольские театральные вечера» проходил в этом году в шестой раз. Уникальность смотра, задуманного и организованного художественным руководителем Тернопольского драмтеатра им.Шевченко, Михаилом Форгелем, заключается в том, что в поле зрения фестиваля оказывается творчество исключительно молодых отечественных режиссеров. Таким образом предложено следить за состоянием современной режиссуры, за тенденциями и мотивациями ее развития.
Название фестиваля — знаковое и для украинского театра, и для земли, ставшей родиной Леся Курбаса. Именно так 90 лет назад актер и начинающий тогда режиссер назвал театральную груп­пу единомышленников, переросшую в профессиональный театр. Первой премьерой театра «Тернопольские театральные вечера» стала «Наталка-Полтавка», сыгранная в октябре 1915 г. Сам Курбас в этом спектакле исполнил роль Выборного. Об этом факте, а также о других важных этапах жизни реформатора украинской сцены рассказывает экспозиция Дома-музея на родине Курбаса в Старом Скалате, неподалеку от Тернополя. Усилиями и любовью энтузиастов—работников музея создан объемный, изобилующий исчерпывающими фактами биографии семьи Курбасов экскурсионный маршрут по жизни и творчеству режиссера. «Я вибираю бе­резіль, він ламає все старе...» Так писал Лесь Курбас, создавая свой театр «Березіль». Своеобразной подготовкой к этому были и Театр Садовского, и «Руська бесіда», и созданные им «Тернопольские театральные вечера», и Молодой те­атр. И упорная работа над разработкой идеи создания театра но­вого типа. Имея европейское образование, полученное в Венском и Львовском университетах, и, следовательно, широкие взгляды, Курбас искал такие формы театрального искусства, которые смогли бы в полной мере проявить творческую индивидуальность современного ему поколения, желающего порвать с банальными традициями и стремящегося привнести в свое искусство элементы прогрессивной европейской культуры. Он мог предложить им новую манеру толкования и воплощения ролей, яркие, не известные до того способы сценической выразительности, предъявить изысканный художественный вкус и сформированное мировоззрение. Одним словом, все, что было нужно для нового театра.
Прошли десятилетия, а тезис «Искусство — это трепет перед неизвестным» сохраняет свою актуальность.
«Трепетать» перед неведомым на «Тернопольских театральных вечерах»-2005 зрителей заставили несколько украинских театров. Безусловно, по их числу не представишь исчерпывающей картины состояния молодой режиссуры, но что определенно можно сказать, анализируя спектакли, — режиссура эта разнообразная.
Приурочили к фестивалю пре­мьеру хозяева — Тернопольский театр им.Шевченко. Киевский режиссер Евгений Курман начал исследования драматургии Александра Вампилова в столичном Молодом театре, поставив «Старшего сына». Вторым спектаклем задуманного им триптиха стала тернопольская премьера «Утиной охоты». Проблемы главного героя, мятущегося Зилова, со времени написания пьесы злободневность утратили, и сейчас имеет смысл рассматривать их под углом изменившегося времени. Курман и художник А.Романченко идут на создание яркой формы, сделав действенным образом спектакля воду. Почему? Очевидно, это связано с охотой на уток. А они, как известно, водоплавающие... Но важнее всего для Зилова разобраться с душой. Вымыть ее, очистить… И льются не образные, а реальные потоки воды по сцене. Она в маленьких емкостях, больших и средних кастрюлях, в раковинах и ваннах. Вода хлюпает, проливается, брызгается, серебрится, капает. Все загрязняет и очищает одновременно. Увлекшись водной стихией, создатели «отгородились» водяной стеной собственно от пьесы. Загадкой остаются мотивы отношений героев, босых и обутых, бесстрашно шлепающих по мокрой сцене, текст и события не так важны для актеров, как различные водные процедуры. Много чего непонятно. Почитатели психологического театра явно скучали, молодежь и любители экстравагантных форм нашли интерес во внешних проявлениях. Вот такой режиссерский ход (мокрый…).
Интересным по замыслу, с современным взглядом на комедию Гольдони получился спектакль «Кйоджинские перепалки» в Черновицком муздрамтеатре им.Кобылянской. Стиль комедии дель-арте, взятый за основу, сделал сценическое повествование ярким и зажигательным. Органичны музыкальное и пластическое решения, а также актеры, хорошо понявшие замысел режиссера и пытающиеся сделать смешными и выразительными маски старой комедии. Режиссер О.Мельничук в своих фантазийных поисках сумел убедительно сбалансировать современное прочтение традиционной классики.
Киев был представлен «пекто­раленосной» «Женщиной в песках» (мастерская «Сузір’я») и по­следней премьерой Национального театра им.Леси Украинки — «Иллюзион». Многообещающий режиссер Александр Белоус сумел создать в камерном пространстве огромный и удивительный мир Кобо Абэ. Многопластовая литература знаменитого японца находит яркое образное выражение в спектакле. Он скрупулезно выверен по стилистике и жанровой окраске, покоряет сдержанной, но клокочущей внутри эмоциональностью. Здесь пример режиссуры предельно внимательной, убедительной, способной создать цельное сценическое произведение.
Жизнь — вот настоящий источник чудес! — так утверждают создатели молодежного спектакля «Иллюзион» (пьеса белорусского драматурга А.Курейчика). Случай с этим спектаклем в какой-то степени тоже чудо, прежде всего для ее участников. Не всем выпускникам театральных вузов так везет с дипломным спектаклем. А здесь — сразу на сцену Национального театра… В «Иллюзионе» (реж.О.Никитин) речь идет вроде бы о цирке, но драматург взял идею яркого зрелищного искусства лишь основой для рассказа о непростых человеческих взаимоотношениях. Эмоции и юношеский максимализм здесь решают все.
Режиссура традиционная, без какой-либо оригинальной художественной идеи присутствовала в «Серенаде для суженой» О.Пчилки, С.Мрожека (реж. Г.Воловецкая) Львовского национального театра им. М.Заньковецкой и «Тайне бытия» Т.Иващенко (реж.А.Король) Львовского областного муздрамтеатра
им.Ю.Дрогобича.
Пьеса Б.Шеффера «Сценарий для трех актрис» написана в эсте­тике театра абсурда. Режиссер Тернопольского театра им.
Т.Г.Шевченко М.Седлер в своей работе сумел уловить суть этого художественного абсурда и свести в одной точке партии, исполняемые тремя героинями. И хотя в спектакле речь идет о какой-то постановке, над которой бьются режиссер, композитор и художник, проживание текста актрисами дает основание думать об этом гораздо шире. Ситуация положения «лебедь, рак и щука» рождает мысли о том, куда может завести такое сообщество. Странно-вызывающая манера игры, акцент на абсурдности поведения персонажей позволяет делать обобщения и проводить параллели со сложностью создания любого произведения искусства.
Почти совершенным по цельности замысла получился спектакль «Дума о братьях Неазовских» Л.Костенко (Черкасский муздрамтеатр им. Шевченко). Режиссер С.Павлюк взялся инсценировать поэтическое произведение предельно повествовательное и бездейственное. И удивительно органично (поэтично, в национальной стилистике) он насыщает текст знаковыми образами. Тут и реальный воз с дышлом-крестовиной, и фантастический в своей красоте снегопад, звездное небо и колесо как символ бытия и времени, туманный Млечный путь и дыба как образ Голгофы. Визуальные сценические картины напоминают строгие, сдержанные графические гравюры, повествующие об украинской истории, ее страшных и безжалостных страницах. Пластическая разработка сюжетных линий работает на точное ощущение литературного замысла и его четкого сценического воплощения.
В качестве гостей, представивших достижения молодой режиссуры, присутствовал Эльблонгский театр (Польша). Два спектакля — «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира и «Кафе «Сакс» А.Осецкой — оказались примерами характерной поль­ской режиссуры — с размахом зрелищности и предельной органикой актерской игры.
Размышляя о разнообразии ре­жиссерской палитры VІ «Терно­польских театральных вечеров», можно утверждать, что идеи Курбаса развиваются новым режиссерским поколением. Наблюдаются и прямые наследования, есть их развитие, есть и противостояние. Главное — есть движение.