UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУРОРТНЫЙ ПОСТМОДЕРН

Крым, а тем более Ялту летом трудно удивить зрелищами и звездами разнообразной величины. Это настоящая Мекка для российских поп-звезд...

Автор: Екатерина Щеткина

Крым, а тем более Ялту летом трудно удивить зрелищами и звездами разнообразной величины. Это настоящая Мекка для российских поп-звезд. Афиши пестрят их именами. Плотность «звездных имен» - в первую очередь русских - на квадратный метр афиш просто аномальная. Кажется, сюда стремятся все, привлеченные возможностью заработать (ведь на отдыхе люди скорее расположены тратить деньги, чем в условиях обычного рабочего ритма) и в то же время немного отдохнуть у моря. Ялту летом также трудно удивить фестивалями. Уже поэтому решение ЗАТ «Таврийские игры» проводить фольклорный фестиваль именно в Ялте можно считать достаточно смелым. И неудивительно, что в результате первое ощущение от фестиваля - то, что он прошел по Ялте «по касательной», не подчинив своим ритмам весь город, как это обычно бывает в родной «Таврийским играм» Каховке. Часть публики (те, кто мог себе позволить) посещала концерты российских «звезд», а все прочие, привычно дефилировавшие по вечерам по знаменитой ялтинской набережной, неизбежно становились зрителями фольклорного фестиваля «Ялта-99».

Первое, что следовало бы отметить, - очень удачное расположение сцен фестиваля - они находились на небольшом расстоянии друг от друга прямо на набережной. Расстояние, впрочем, было достаточным дабы не смешивалось звучание и в то же время стоило вам отойти от одной сцены настолько, что вы переставали ее слышать, как вы уже попадали в поле действия динамиков следующей сцены. Впрочем, одного организаторы не предусмотрели. Дело в том, что ялтинская набережная покрыта всевозможными открытыми кафе, которые развлекают своих посетителей живой музыкой. Они и в нефестивальные времена ведут, видимо, напряженные бои за звуковое пространство, глуша друг друга. А тут еще фольклор… Поэтому зрителям фактически на всех фестивальных площадках приходилось напрягаться, дабы абстрагироваться от всех звуков, не имеющих отношения к тому, что происходит на сцене. Некоторые «продвинутые» зрители, правда, получали от этого своеобразного звукового винегрета удовольствие постмодернистского толка.

На этом фестивале организаторы сознательно снова сделали упор на зрелищность, пригласив на фестиваль главным образом танцевальные коллективы. Зрелища у «Таврийских игр», как известно, получаются неплохо, а тут и сама направленность фестиваля играла ей на руку - разноцветные флаги, яркие костюмы, экзотические танцы, рыцарский турнир, карнавал, дружное бросание монеток в море и непременный фейерверк очень оживили даже привычную к летним излишествам Ялту. Тем не менее, при попытке рассмотреть за этой зрелищностью - как лес за деревьями - «наполнение», то есть сами коллективы, представленные на фестивале, впечатление остается неоднозначное. Во-первых, они были явно на разном профессиональном уровне. Характерно уже то, что часть коллективов профессиональные, а часть - самодеятельные, детские, молодежные и даже «очень взрослые», в которых основная масса участников преклонного возраста.

Во-вторых, в отношении некоторых коллективов трудно было говорить о «представлении культуры своей страны» в полной мере, поскольку традиции страны, несомненно, даже на дилетантский взгляд, гораздо богаче, чем то было представлено на сцене фестиваля. Так неожиданно бледно смотрелись участники из Испании, Италии, Франции, представлявшие традиции своих провинций (а совсем не страны в целом, естественно, поскольку эти страны полиэтничны). Поэтому в дальнейшем (а фестиваль метит в «традиционные») организаторам следует более тщательно продумать концепцию в ущерб попытке «объять необъятное» - показать как можно больше стран - в этом случае количество вряд ли когда-нибудь перейдет в качество, - и наладить систему отбора участников. Пока же после фестиваля осталось ощущение, что отбирали участников по принципу «кто согласится».

И тем не менее этот фестиваль, хоть он и первый и во многом «пробный» - со всеми вытекающими организационными последствиями, как и все у «Таврийских игр», получился многозначительным. После него осталось ощущение, что произошло что-то большее, чем просто рождение еще одного фестиваля. И дело было уже не только в усиленном рекламировании Президента - оно было как раз менее акцентировано по сравнению с «Играми» в Каховке. Фестивали для этой организации кажутся, как правило, только средством для проведения «в массы» каких-то идей, которые обязательно должны подразумевать некий выход на уровень государственный. Во всяком случае в высказываниях. В данном случае очень удачно была проэксплуатирована идея интеграции в мировое сообщество независимой Украины (накануне Дня независимости) и соответственно «открытие Украины» для «всего прогрессивного человечества». Поэтому основным клише в конферансе в отношении участников фестиваля было «посланцы своих стран/культур/традиций». Таким образом, «Таврийские игры» всячески подчеркивают масштабность и воистину государственную важность всего того, что они делают. Надо сказать, это удается им с успехом. И в то же время они не забывают подчеркнуть собственную «альтернативность» государственным программам. Равно как и собственную «продвинутость» относительно них. Поддерживая Президента и вводя в оргкомитеты фестивалей народных депутатов и представителей местной администрации, «Таврийские игры» как бы присоединяют себя к истеблишменту (если о таковом вообще можно говорить в наших условиях) и тут же не забывают высказаться в адрес соответствующих министерств и ведомств в том плане, что, дескать, совсем непонятно, зачем они нужны и чем они занимаются. Правда, проговариваются подобные вещи устами соответствующих народных депутатов, а не самих представителей ЗАТ «Таврийские игры». Так на самих «Играх» прошелся по Министерству культуры Андрей Деркач, а на «Ялте-99» почти повторил его пассаж слово в слово, но уже относительно Госкомтуризма Игорь Франчук. Несогласие между ветвями власти у нас дело обычное, а организаторы фестиваля, с одной стороны, предоставили трибуну, с другой стороны, сами слова кривого не сказали. Просто в очередной раз пришли и показали «как надо», гроша не взяв из казны, сделали фестиваль, на котором побывали представители двадцати стран мира. Четыре дня яркого, самобытного зрелища - правда, неплохо на фоне нашего годичного смотра художественной самодеятельности, проводимого Министерством культуры и искусств? И то, что фольклор в отличие от «родной» «Таврийским играм» поп-музыки не приносит доходов - ничего страшного. Зато доходы приносит туризм, взлет которого, по мнению организаторов, должен сопутствовать фестивалю в дальнейшем, если его проведение станет традиционным.

Итак, будет фестиваль «Ялта-99» «первым» или «единственным», покажет время. Впечатление о себе он оставил пестрое и несколько парадоксальное. Пожалуй, символом его можно считать «всеобщий гопак», представленный зрителям на открытии: все участники из разных стран присоединились к украинскому гопаку, разбавив наши родные шаровары и вышиванки своими национальными костюмами, а знакомые до боли танцевальные элементы - своими характерными па. Был ли это знак постмодерной эпохи, или призыв ко всеобщей интеграции и миру во всем мире на почве гопака, или гениальная режиссерская находка не совсем понятная даже самому режиссеру - разобрать пока трудно. Но, возможно, когда-нибудь мы все поймем…