Его создатель, вдохновитель, организатор - пианист Алексей Ботвинов.
Эти заметки о трех заключительных вечерах музыкального форума.
В рамках фестиваля прошло просто грандиозное мероприятие по своим масштабам - это концерт open air на ступенях Потемкинской лестницы. Его воплотили артисты Цюрихского камерного оркестра во главе с главным дирижером и отличным скрипачом Даниэлем Хоупом. Музыкант родился в Южно-Африканской республике, его родители переехали в Англию, мать работала под началом Иегуди Менухина, и судьба мальчика была предрешена. Даниэль учился у нескольких выходцев из России, но главным своим педагогом считает Захара Брона. Этот высокий, рыжеволосый, обаятельный музыкант во время игры полностью погружается в композиции, закрывает глаза и отдается звукам своей великолепной скрипки начала XVIII в., изготовленной в Кремоне мастером Гварнери дель Джезу.
Свой концерт швейцарцы начали пятичастной сюитой "Из времен Хольберга", выдержанной в старинном стиле с примесью присущей Эдварду Григу романтики, написанной к 200-летию норвежско-датского писателя Людвига Хольберга в 1884 г. Она перекликается с барочными циклами ХVII-XVIII вв., но имеет более развитые формы каждого раздела и включает другие (в сравнении с Бахом, Вивальди, Корелли или Генделем) танцевальные жанры. Эта сюита наполнена эмоциями человека конца ХІХ в., романтичные "григовские" интонации вплетены в Прелюдию, Сарабанду, Гавот, Арию и Ригодон. А изящество баховских танцевальных циклов Григ наполнил грубоватостью народного крестьянского халлинга, светлой пейзажной лирикой, порой искренней, глубокой печалью. На экране позади оркестра демонстрировались огромные инсталляции классической живописи XVII-XIX вв., прекрасно дополнявшие музыкальный ряд. Естественно, что огромная уличная аудитория требовала трансляции звука через микрофоны и усилители, что немного вызывало диссонанс.
Вторым номером оркестр показал две части из "Времен года" А.Вивальди - "Лето" и "Зиму". Солировал Д.Хоуп. Идеальное совместное звучание лидера и оркестра, их взаимодействие, ансамбль, верные темпы - и выстроенный, наконец, звук - были эталонны. Видеоряд летних пейзажей, зимних игр детей, долетавшие живые запахи моря, легкий вечерний бриз и сияние одесских звезд дополнили барочную картину.
На подмостки поднялась победительница проходившего в рамках Odessa Classics конкурса юных пианистов им. Серафимы Могилевской - 15-летняя киевлянка Мария-Луиза Плешакова. Девушка закончила 9 класс Киевской ДМШ №3 и параллельно перешла в 10 класс КССМШ им. Лысенко. Сыграла два произведения: Менуэт G-dur Виктора Косенко и Фридерика Шопена Этюд №11, op. 25, a-moll. Звучит вполне зрело, самостоятельно, играет с удовольствием, раскованно, отлично слышит и верно интонирует. Очевидна работа ее прекрасного педагога В.Дюбенко, у которой Маша занималась девять лет в ДМШ №3 и благодаря наставнице выиграла немало конкурсов по всей Европе. Девушка - большая умница - сорвала оглушительные аплодисменты, и за кулисами принимала щедрые поздравления и похвалы артистов Цюрихского оркестра. Ее ждет хорошее будущее.
Объявление выхода пианиста Алексея Ботвинова вызвало огромный энтузиазм зрителей. Одесситы любят своего талантливого земляка и благодарны ему как прекрасному организатору. Ботвинов исполнил четыре разножанровые пьесы Сергея Рахманинова: три Прелюдии и Элегию. Это пример замечательного воплощения идеи объединения музыки и зрительной импровизации, маленький видео-фортепианный цикл.
Завершился вечер в жанре полуджазового "кроссовера" - переложением для солирующих скрипки (Хоуп), фортепиано (Ботвинов) и концертмейстера группы контрабасов кореянки Сеон-Деок Баик нескольких популярных песен начала ХХ в. Сначала - Курта Вейля September Song (мировая премьера), затем на фоне совершенно американских картинок с девушками в купальниках и авто эпохи Великой депрессии - песен американца с одесскими корнями Джорджа Гершвина: Girl crazy - I got Rhythm, Fascinating rhythm, Summertimе, The Man I Love в собственной транскрипции Даниэля.
Хоуп и Ботвинов сыграли на бис прелестный "Привет любви" - Salut d'amour - Эдварда Элгара, известный в его исполнении клипом на Deutsche Grammophon в сопровождении Берлинского камерного оркестра. На фоне морских видов музицировали очень свободно, вольно трактуя темпы и динамику, переполняемые добрыми светлыми чувствами.
Следующий вечер прошел в красивейшем и благополучном по акустике зале Областной филармонии. В этот раз ZKO радовал превосходным звучанием. Как везде в мире, состав оркестра интернационален: играют россияне, полька, японка, кореянка. Под руководством концертмейстера Вилли Циммермана гости из Швейцарии исполнили прелестную 10-ю юношескую симфонию Ф.Мендельсона. Это одна из его детских оркестровых "проб" - си-минорная, из двенадцати ранних симфоний для струнного состава.
Цюрихский камерный очень хорош. Сыграли в крепком ансамбле с А.Ботвиновым концерт ре минор Баха. Потом с отличной китайской челлисткой Цзин Чжао два виолончельных концерта Луиджи Боккерини - №2 Ре мажор и №3 Соль мажор. В импровизированную каденцию китаянка остроумно вставила фрагмент знаменитого Менуэта из Ми-мажорного струнного квинтета. Солистка играла очень энергично, активно, ее ясный звук доносил простой язык итальянского раннего классика.
"Под занавес" Маленькая ночная серенада Моцарта буквально взорвала зал. Закончили вечер "бисовкой" - Первой частью исполненной накануне сюиты Грига.
А вот заключительный, воскресный проект фестиваля описывать словами - неблагодарное дело. Потому что в Одессу приехали участники Майский-Трио: прославленный виолончелист нашего времени Миша Майский и его дети - пианистка Лили и скрипач Саша. В день их выступления филармония была переполнена.
Миша Майский - легенда, ученик двух блестящих музыкантов ХХ в. - Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского. Майский играет на инструменте начала XVIII в. мастера венецианской школы Доменико Монтаньяны. Играет как Бог. Кажется, что его смычок бесконечен, что музыкант не делает его смен (поворотов), играет "круглым" смычком. Настолько идеален и певуч глубокий, насыщенный, нежный звук его волшебной виолончели. Все трое Майских невероятно музыкальны. Маленькая, хрупкая Лили обладает непонятной для ее субтильной наружности силой и очень естественной светлой нежностью… Самое интересное и важное в игре трио - полное, идеальное, уму непостижимое взаимопонимание. Эти музыканты обладают от Бога неимоверной, естественной интонационной интуицией.
- Миша, чем обусловлен выбор сегодняшней программы? - вопрос ZN.UA популярному маэстро.
- Мы выполнили предложение организаторов. Сегодня это Рахманинов и Чайковский. Но могут быть Шуберт, Бетховен; Брамс тоже звучат неплохо (смеется).
- Вы жили в разных краях - родились в Латвии, потом жили в России, Израиле, сейчас - в Бельгии. Как это отражается на вашей игре?
- Влияет все, что ты переживаешь в собственной судьбе. На самом деле это зависит от музыки, а не от того, где ты живешь.
- У кого и где учатся ваши дети?
- Я пытаюсь передать им свой опыт, словом, все то, что знаю. Но у них есть собственные качества, их природа, и я стараюсь, чтобы они развивались свободно. Сегодня они учатся в Одессе, иногда на Западе, иногда на Востоке - мы часто бываем в Японии. Везде учимся…
- Вы сами преподаете? У вас есть ученики?
- Прямой преподавательской работы у меня нет. Но надеюсь, есть музыканты, которые учатся, слушая меня. Я даже пару анекдотов могу рассказать (смеется).
* * *
Когда Майские вышли на сцену, первые же звуки дуэта Миши и Лили повергли всех в культурный шок. Пение виолончели в руках мастера неимоверно по глубине, нежности, полно человеческой чувственности и красоты. Такого ансамбля, тончайшего взаимопонимания, музыкального единства слышать не приходилось. Отец и дочь сыграли девять рахманиновских миниатюр единым 45-минутным циклом. Зал замер, воцарилась звенящая тишина, сквозь которую лились небесные звуки. Чувства переполняли, хотелось плакать. Чудо, дыхание Бога, высший разум... Артисты пребывали на вершине мастерства, отключившись от реальности и погрузившись в высшие сферы.
Во втором отделении присоединилась скрипка Саши Майского, и участники ансамбля исполнили Трио Ля минор "Памяти великого художника" П.Чайковского. Это долг многолетней дружбе двух больших музыкантов: Чайковского и пианиста Николая Рубинштейна. Сочинение посвящено памяти безвременно ушедшего друга и наставника.
Трио занимает особое место в творчестве Чайковского. Оно не традиционно по форме, имеет лишь две части. Первая - в сонатной форме и медленном темпе весьма масштабна, в ней все - страстный пафос, трагические рыдания, задор русских плясовых. Жизнь прекрасна, смерть - не конец ее, а продолжение. Вторая часть - элегическая тихая печаль основного тематического зерна и разножанровые вариации на ее основе. Из единого источника возникают контрастные трансформации. Колокольчики ямщика, быстрый вальс, торжественная хоральность, фугато, мазурка и финал - величественно-светлый, оптимистичный. И траурное шествие в коде… Восторгу не было предела. Многие плакали… Словом, музыкальность этой семьи поразительна.